Бюджетная политика заксобрания отразилась в инвестициях и наказах

Заксобрание оставляет новому созыву депутатов завидную практику в работе с наказами избирателей. Приоритеты в работе с бюджетом сказались на приросте результативности в этой части – за 4 года исполнено более 3 тысяч наказов против 1835 в прошлом созыве.

На предстоящей в июле сессии Законодательного собрания будет утверждён отчёт об исполнении бюджета Новосибирской области за 2019 год. В преддверии прошли публичные слушания, на которых депутаты и правительство обсудили основные параметры вопроса. Из-за антиковидных ограничений традиционная процедура прошла в непривычном формате видеоконференции, за которой могли следить все желающие. Но особое значение прошедших слушаний в том, что они последние для нынешнего созыва. Перед мероприятием, на сессии 11 июня, депутаты назначили выборы на 13 сентября.

«Мы много лет не только декларировали, но и строили свою деятельность, исходя из принципа: бюджет – это, прежде всего, расходы. Знаю, что этот принцип вызывает лёгкое недоумение у налоговиков, но для нас действительно было важно отследить эффективность, обоснованность, отдачу и законность бюджетных вложений, – заявил на слушаниях председатель заксобрания Андрей Шимкив. – Сегодня мы можем констатировать, что в том числе и это усиление контрольной функции областного парламента расширило манёвр в отношениях с инвесторами и, как следствие, привлекло в бюджет региона дополнительные средства».

Соблюдение бюджетной дисциплины, прозрачность и эффективность в распоряжении областными средствами и собственностью стали главными приоритетами в работе нынешнего созыва заксобрания. Депутатскому корпусу удалось значительно усилить влияние в вопросах контроля, в том числе, за счёт резонансных историй, таких, как концессионное соглашение по строительству Центрального моста, мусорная концессия, смена менеджмента в принадлежащих региону Академпарке и Биотехнопарке. Прецедентами не ограничилось: по инициативе Шимкива заксобрание разработало и утвердило системное решение – областной закон об управлении и распоряжении госсобственностью. Энергичные и последовательные действия законодательной власти показали границы и принципы эффективного взаимодействия региона с инвесторами.

Чёткие правила всегда в интересах законопослушного бизнеса. Поэтому правительство фиксировало рост инвестиций. На слушаниях по бюджету первый заместитель председателя правительства Владимир Знатков отметил рекордный рост вложений в Новосибирскую область в 2019 году. Приток новых средств позволил сохранить запущенные производственные программы и софинансирование нацпроектов на 2020 год. Иначе области пришлось бы туго: в экономическом плане 2019-й благополучным не назовёшь. Об этом говорят итоги социально-экономического развития, представленные вместе с отчётом о бюджете.

И.о. министра экономического развития Лев Решетников заявил, что бюджет-2019 исполнен в условиях нестабильного развития экономики: на фоне упомянутого роста инвестиций замедлились темпы развития промышленного производства, торговли. Остановился прирост реальных доходов населения, сократились объемы строительства и платных услуг населению. По многим показателям темпы роста были ниже, чем предусматривал консервативный вариант областного прогноза социально-экономического развития. Вице-премьер и министр финансов Виталий Голубенко констатировал, что область в 2019-м недобрала 1,8% от плана по доходам. Доля налоговых и неналоговых доходов сократилась с 83,1% до 78,4%. При этом увеличилась доля безвозмездных поступлений – с 16,9 % в 2018 году до 21,6% в 2019 году. Дефицит областного бюджета составил 6,2 млрд или 58% от плана. Объем государственного внутреннего долга Новосибирской области по сравнению с 2018 не изменился, а расходы на его обслуживание сократились почти вдвое, до 1,5 млрд рублей.

Депутаты, заслушав отчёт, сделали ряд предложений, которые, вероятно, могут быть учтены в следующих циклах. Так, например, Денис Субботин предложил анализировать вместе с областным исполнение районных бюджетов – полезная инициатива для оценки ситуации на территориях. «Все выступающие на слушаниях с удовлетворением отмечали прошлогодний рост и с большой тревогой – сложности сегодняшнего дня, необходимость поддержки пострадавших предприятий, целых отраслей. Поэтому столь важна сегодняшняя работа. Это анализ, без которого трудно строить перспективы», – прокомментировал председатель комитета по бюджетной, экономической политике и собственности Александр Морозов. Часть депутатских инициатив в отношении бюджета относится к выполнению комплекса мер по поддержке экономики в целях минимизации негативных последствий от пандемии.

Если оценивать отношение заксобрания к бюджетной политике в ретроспективе всего 5-летнего созыва, очевидно, что повышенная требовательность к финансовой дисциплине и эффективности проносит осязаемый результат избирателям на округах. По данным Шимкива, из программы нынешнего, шестого созыва, без учёта 2020 года исполнено 3120 наказов на общую сумму 42,2 млрд рублей. За 5 лет пятого созыва было исполнено 1835 наказов на 24,1 млрд рублей.

Отметим, что, несмотря на прирост исполненных наказов, в целом программа шестого созыва осталась недовыполненной, как и во всех предыдущих периодах: пожеланий у избирателей традиционно больше, чем бюджетных возможностей. Но областное правительство обязалось включить неисполненные наказы в программу седьмого созыва. Также в новую программу войдут новые наказы, которые избиратели вместе с кандидатами определят этим летом во время предвыборной кампании. А перспективы их исполнения напрямую зависят от того, сохранит ли будущий депутатский корпус активность и настойчивость нынешнего.

Другие новости