Обострение антиэлитного тренда грозит фаворитам выборов

Антиэлитный тренд последних лет может значительно усилиться из-за экономического кризиса и коронавируса. На результаты новосибирских выборов-2020 существенно повлияет умение партий адаптироваться. Но гибкость это преимущество, доступное не для всех.

До выборов в Законодательное собрание и Совет депутатов Новосибирска остаётся меньше полугода. Политический истеблишмент столицы Сибири завершает согласование расстановки по округам и местам в партийных списках. Последнее препятствие, мешавшее согласованиям, преодолели: новая схема нарезки городских округов уже ходит по рукам. После выборов 13 сентября в горсовете будет 50 одномандатников вместо нынешних 40. Значимость партийной составляющей на выборах в городской представительный орган снижается. В масштабе уменьшившихся округов здесь есть шансы для массового самовыдвижения. Для областного парламента роль партий по-прежнему принципиальна, хотя бы потому, что представленные в нём «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» освобождены от обязанности собирать подписи. Порядок перечисления не случаен – последовательность по убыванию говорит о размере партийных фракций в нынешнем составе заксобрания.

Главная тенденция в новосибирской политике последних лет – компромиссы с конкурентами. На выборах губернатора и мэра поиск общего знаменателя дал положительные результаты. Можно ли будет распространить тренд на выборы депутатов? Этот вопрос провоцирует споры политиков и экспертов. Нестабильным внутренним фактором является усталость избирателей от межпартийных договорённостей. Некогда бывшая основной оппозиционной силой региона КПРФ обменяла этот статус на ресурсы второй партии власти. Плюсами новосибирские коммунисты пользуются повседневно, а минусы могут проявиться на выборах.

Внешним фактором риска остаются протестные настроения, проявившиеся в ряде регионов на выборах 2018-2019 годов. На слуху истории, как на губернаторских выборах внезапно фаворитами становились малоизвестные и невлиятельные, местами откровенно «технические», кандидаты. В меньшей степени известны аналогичные случаи на выборах депутатов в субъектах, но таких тоже было немало. Самые известные примеры это Владимировская область, Хабаровский край и Хакасия, Эта тенденция два года обходила Новосибирскую область стороной, но способна заглянуть сейчас. Социально-экономические риски, обусловленные последствиями коронавируса и падением рубля, могут сформировать самую благоприятную среду для усиления протестного настроя, нацеленного против элит.

В базовой группе риска кандидаты ЕР, у которой рейтинг хворает с пенсионной реформы. Парадоксально, что конкуренция за право представлять на выборах главную партию власти самая высокая. Пока она проявляется в непубличных переговорах и подковёрных интригах, но может выплеснуться на праймериз. В истеблишменте считают, будто единороссы в любом случае наберут подавляющее большинство голосов, поэтому инвестиции в выборы под флагом ЕР кажутся наиболее надёжными. Второе место в рейтинге мнимой надёжности уверенно держит КПРФ, а замыкают тройку либерал-демократы, не являющиеся в Новосибирске партией власти, но спозиционированные как исключительно системный игрок.

У «Справедливой России» положение особое. С одной стороны, это один из полноправных участников квартета имени крымского консенсуса. С другой, партия держит интригу, в каком амплуа пойдёт на следующие парламентские выборы. Обновлённую концепцию эсеры могут обкатать на новосибирской кампании-2020. Предположение основано на событиях в областной организации.

В конце декабря 2019 года секретарём бюро новосибирской СП по рекомендации президиума Центрального совета партии стал Александр Аксёненко. Это решение вызвало большой резонанс. В 2015 году Аксёненко прошёл в заксобрание от СР, но до сих пор его воспринимали скорей как спонсора-сподвижника, чем в роли политика и – тем более – партийного функционера. Назначение депутата главой бюро сбалансировало партийную структуру. Во главе остаётся Анатолий Кубанов, способный вести жёсткую протестную риторику. Аксёненко представляет более умеренное крыло.

Источники ЦДЖ утверждают, что в СР встряхнули областную структуру, кое-где усилили районные организации. Более очевидным стал переход справороссов к активной, даже агрессивной тактике, которая созвучна антиэлитному тренду. Достаточно вспомнить февральскую партийную акцию «Убирай или убирайся», на которой горожанам показали театрализованное представление на тему безуспешной борьбы мэра Анатолия Локтя со снегом на улицах. Риторика выступавших была сконцентрирована против градоначальника-коммуниста, но досталось и единороссам – за договорённости с КПРФ.

В отличие от других парламентских партий на новосибирской арене, СР сохраняет гибкость, позволяющую содержательно выступать в протестном контексте, и, таким образом, рассчитывать на эффект усталости от сложившихся элит. На выборах в заксобрание 2010 года справороссы вышли на 3 место, набрав 16,24%. В 2015 году на следующих выборах партия получила 10,65%. Если в ближайшие полгода эсеры будут держать курс на отрыв от истеблишмента, это может принести проценты не хуже. Ирония в том, что расклад вокруг СР может сподвигнуть некоторых представителей того самого истеблишмента идти на выборы под брендом эсеров. На то политика и является искусством возможного.

Другие новости