К миллиардам на дорожных стройках – транзитом или обходом

Если верить планам областного минтранса, Юго-Западный транзит в Новосибирске может появиться раньше Восточного обхода. При дефицитном бюджете власти анонсируют крупные инфраструктурные проекты. Кто претендует на эти десятки миллиардов?

Сейчас на слуху обновлённый генплан Новосибирска, который хотели принять вместо действующей редакции, утверждённой в 2007 году. Нынешний генплан считается безнадёжно устаревшим. Однако уже в нём был предусмотрен Юго-Западный транзит, о котором областные власти уверенно заговорили вновь на этой неделе. Градостроительный совет мэрии обсуждал технико-экономическое обоснование новой трассы, идущей через город, ещё в начале 2009 года. Магистраль намечена от кольца на Ордынской трассе до выхода на Восточный обход за бывшей Гусинобродской барахолкой. Первым этапом ЮЗТ стало строительство ключевого связующего звена – Бугринского моста. После того проект задвинули на запасный пусть: ещё при губернаторе Василии Юрченко стало ясно, что минтранс РФ намерен в первую очередь поддерживать строительство четвёртого моста через Обь, а пока он не будет возведён – никаких федеральных средств на новые новосибирские транзиты.

Нелишне напомнить, что идея построить Центральный мост в формате концессии с использованием федерального гранта была продавлена именно Москвой. Областные власти смирились с неизбежным. Мэр Анатолий Локоть до последнего призывал вместо четвёртого моста строить развязки (в том числе, недостроенные на первом этапе ЮЗТ), но это были политические декларации: повлиять на ход событий глава муниципалитета был не в состоянии.

Сейчас перспективы ввода Центрального моста стали более-менее реальными: власти рассчитывают получить объект в эксплуатацию в 2022 году. В 2023 году может начаться строительство ЮЗТ с завершением в 2026-2027 годах – об этом объявил министр транспорта Анатолий Костылевский. Участки новой трассы и развязки в местах её пересечения с городскими улицами могут создать альтернативные маршруты, способные «расшить» немало узких мест на обоих берегах Оби. В плане пользы для города строительство ЮЗТ не вызывает никаких сомнений. Но насколько реальны обновлённые планы?

В ценах 2008 года за вычетом расходов на Бугринский мост стоимость транзита оценивалась в 45 млрд рублей. Осенью 2009 года компания «Росинсталпроект», как единственный участник конкурса, получила контракт на корректировку обоснования инвестиций в ЮЗТ. Следом очередь проектно-сметной документации. На нынешнем этапе средства выделяет бюджет области, однако строительство транзита без помощи Москвы невозможно.

«Росинсталпроект» входит в структуру «Новосибирскавтодора» – единственной крупной инфраструктурной компании региона, остающейся на плаву. Больше на крупные подряды никто из местных игроков сейчас претендовать не может. «Сибмост» и «Сибавтобан», раньше уверенно конкурировавшие с «Автодором», ушли в банкротные пике. В этом году «Сибмост» лишился генподряда на строительство Восточного обхода из-за безнадёжного отставания от сроков исполнения работ по первому этапу, и без того сдвигавшихся. Случись Костылевскому оказаться правым в сроках – транзит может быть построен раньше Восточного обхода, к которому он должен примыкать, образуя транспортное кольцо вокруг мегаполиса (сейчас срок завершения первого этапа обхода сдвинут на 2024 год, а следующие этапы уйдут за горизонт 2030-го.

Концессию на Центральный мост выиграл федеральный игрок – группа «ВИС». Формат проекта предполагал платную эксплуатацию моста. В Новосибирске подобных инициатив ещё не было, но это не значит, что плату за проезд будут брать только на новом мостовом переходе. Юго-Западный транзит тоже обсуждали, как платный. Окончательного решения нет. Концессия позволила бы привлечь в строительство частные средства. Но как показывает опыт того же Центрального моста, определяющим судьбу такого масштаба проекта фактором является федеральный грант и софинансирование из регионального бюджета.

Смена генподрядчика на Восточном обходе и планы по строительству Юго-Западного транзита подсказывают, что в ближайшие годы участники инфраструктурного рынка смогут освоить в Новосибирской области десятки миллиардов рублей только на двух этих объектах. По нынешним временам, куш весьма привлекательный даже для национальных компаний-чемпионов. Областным властям в меру их способностей повлиять на ситуацию, было бы географически целесообразней завести максимум подрядов на местных игроков. Вопрос в технической и технологической готовности последних.

Другие новости