Защита Заельцовского бора требует детализации

Похоже, что попытки форсировать утверждение генплана Новосибирска до Нового года идут к фиаско, и доработка документа может уйти в долгую. Это позволит снять политическое напряжение вокруг проблемы городских лесов ценой торможения ряда инвестпроектов.

Отказ мэра Анатолия Локтя вносить обновлённый генплан на сессию горсовета 4 декабря обескуражил практически всех, кто принимал участие в долгой и сложной работе над документом. Особое беспокойство у застройщиков, легитимность проектов которых зависит от утверждения соответствующих зон в новом генплане. Напомним, что поводом отложить вопрос стало обращение депутатов Законодательного собрания к мэру и горсовету с призывом оградить от застройки территории Заельцовского бора. Позже, когда мэр отозвал документ, первый вице-спикер ЗС Андрей Панфёров на сессии горсовета убеждал коллег не затягивать с решением, ограничившись поправками относительно Заельцовского бора. Следом прошли несколько раундов кулуарных переговоров на предмет юридического решения, которое всё-таки позволило бы утвердить генплан на последней в 2020 году сессии городского парламента 23 декабря. Но главные акторы решили, по-видимому, воздержаться от поспешности.

16 декабря на заседании комиссии по градостроительству горсовета проект генплана не обсуждали: следовательно, с высокой степенью вероятности на ближайшую сессию вопрос вынесен не будет. Есть версия, что Локоть специально снял генплан с утверждения, чтобы перевернуть ситуацию в свою пользу – вместо того, чтобы выслушивать критику за недоделки, градоначальник встал в позицию, когда со всех сторон его должны были уговаривать все-таки довести документ до скорейшего утверждения. 11 декабря на пресс-конференции губернатор Андрей Травников заявил, что поддерживает мэра, и что лучше довести генплан до ума до утверждения, нежели корректировать после. После такого стало ясно, что областное руководство настаивать на ускорении процесса не будет.

Руководство заксобрания со своей стороны также дистанцировалось от вмешательства в процесс доработки генплана. Возможно, тому причиной стали обвинения, будто областные власти претендуют на полномочия муниципалитета в части распоряжения городской землёй. Чтобы провести границы своих интересов в данном вопросе, спикер ЗС Андрей Шимкив инициировал создание рабочей группы по Заельцовскому бору. В состав вошли представители областного правительства, горсовета Новосибирска, администрации Новосибирского района. Итогом первого заседания стало решение организовать в Заельцовском природоохранную территорию регионального значения. Целью работы группы провозглашена защита лесов не только в Новосибирске, но во всех городах области, поэтому её состав расширится за счёт представителей местных властей.

Таким образом, вопросы доработки генплана и определения перспектив Заельцовского расходятся хоть и параллельными, но всё же разными курсами. Это даёт возможность деполитизировать ситуацию, способную развиться в конфликт между областной и городской властью по поводу полномочий в градостроительной политике. Неудивительно, что тема новых строек в Заельцовском бору вызвала столь масштабный резонанс. В Новосибирске значительный дефицит зелёных зон, поэтому любые покушения на известные рекреационные объекты воспринимаются болезненно. Справедливо было бы комплексно заняться проблемой городских лесов и прочей зелени в целом, не ограничиваясь одним бором. Общественники и политики неоднократно указывали на проблему зонирования городских лесов, ставящую зеленые зоны под угрозу застройки.

Если же говорить конкретно про Заельцовский, там простых решений для «кавалерийского наскока» не просматривается. Нельзя просто взять и запретить всё на территории, где действует порядка 1500 хозяйствующих субъектов. Власти могут ввести эмбарго на вырубку участков под новые проекты. Но как быть с ранее застроенными территориями?

Помимо уже сложившихся коттеджных посёлков и дачных обществ, в Заельцовском лесу есть немало действующих и недействующих капитальных объектов для отдыха детей и взрослых, а также немного многоквартирных домов. Использование территорий недействующих объектов требует осмысленной проработки в каждом конкретном случае. Цельных лесных массивов на этих участках нет. Либо можно их чем-то застраивать с прибылью или иной пользой для города и области, с публичным обсуждением проектов. Либо нужно их зачищать от строений и возвращать в лесной фонд, плотненько засаживая деревьями. Что повлечёт расходы на соглашения с собственниками участков и «природную реновацию».

Если Заельцовскому бору будет придан особо охраняемый статус, нужно решать вопросы и собственно с охраной. Лесники, егеря, мероприятия по сохранению леса – всё это должно встать в бюджеты города или области. Для поиска организационных и финансовых решений нужно время. И если чиновники с депутатами договорятся о приемлемом юридическом подходе, вопрос удастся решить комплексно, вне зависимости от согласования генплана и без признаков стремления свести на нет единичные инвестпроекты.

Другие новости