Без частного бизнеса платные парковки приживаются тише

Платные парковки стали редким муниципальным проектом, остающимся вне системной критики политиков и общественности. В 2021 году мэрия может без проблем увеличить платное парковочное пространство, в первую очередь на правом берегу.

Нынешний год всем особенный. Можно было бы списать на коронакризис и флегматичное принятие платных парковок в Новосибирске, но всё же это было бы слишком поверхностно. В самом деле, бесплатные парковки на Красном стали платными в момент действия самых жёстких ограничительных мер, включая самоизоляцию. Трафик в Новосибирске весной заметно снизился. Но, в первую очередь, за счёт отправки школьников на дистанционное обучение. Большинство предприятий продолжило работать. И офисы в центре – в большинстве принадлежащие госучреждениям – были заполнены. А вот парковки опустели.

Появление паркоматов в момент напугало автовладельцев. Поначалу бесплатный интервал парковки был 15 минут; вскоре МБУ «Городской центр организации дорожного движения» увеличил его до получаса. Гуманное решение, поскольку 15 минут не хватало даже чтоб от парковки на площади Свердлова дойти до правительства, отметить пропуск и вернуться обратно к машине. Но и после увеличения интервала парковки не заполнились.

Пять месяцев работы платных стоянок выявили по-настоящему востребованные пространства. Это парковки на площади Ленина у «Аркады», возле пересечения Советской и Орджоникидзе, а также возле правительства. Остальные стоят в будни даже не полупустыми – порой совершенно пустыми. При этом выше упомянутое муниципальное учреждение умудряется показывать какую-то экономическую эффективность. В комментарии «Прецеденту» директор МБУ Ксения Сенькова заявила, что за 5 месяцев доход от парковок составил 5 миллионов. «Если сравнивать с началом, то уже сейчас можно говорить, что на 30-35% доход выше сейчас, чем ожидался. За последние две недели трудно оценить ситуацию: количество паркующихся значительно сократилось, сократилось и количество оплат. Но пока всё в пределах того плана, который у нас был. Первый год будет ещё привыкание к самому факту оплаты и способу оплаты», – сообщила Сенькова.

Комментарии в соцсетях убедительно показывают, что к механизму оплаты вопросов пока полно. Одни не знают про существование мобильного приложения «Горпарковки», значительно упрощающего оплату (кстати, в отличие от паркоматов, оплата онлайн идёт с поминутным, а не почасовым округлением), другие не могут разобраться, как им пользоваться. Впрочем, есть примеры не разобравшихся и с паркоматами. Люди боятся связываться с незнакомыми технологиями и объезжают платные парковки стороной, от греха подальше. И дело не в штрафах. Есть сомнения в том, что система контроля за автомобилями на открытых парковках действительно работает. Сведений о массовых наказаниях нарушителей тоже нет. Впрочем, и не видно этих нарушителей.

Парковки пустуют, и это практически никого не смущает. Оппозиция в обновлённом горсовете и общественные активисты критикуют и третируют администрацию мэра Анатолия Локтя за недостаточные или чрезмерные усилия во всех аспектах городского хозяйствования. А радикально изменившуюся ситуацию с парковками в центре обходят вниманием. Странно вспоминать, что несколько лет ломались копья по вопросу, вводить плату за парковки или нет. Столько было противников! Где же все они? Не менее интересный вопрос – где теперь паркуются все те, кто приезжает в центр на машине на полный рабочий день? Дворы уже давно заблокированы, на малых улицах, и до того забитых припаркованным транспортом, мест не прибавилось.

Даже экономика проекта никого особо не волнует. Пять миллионов заработали, или два, или десять – какая разница, если главной целью официально было названо освобождение центра города от транспорта? В этой части, правда, эффективность оценить сложно: обычные пробки на прежних местах. Но парковочные пространства, действительно, расчистить удалось. И останавливаться на достигнутом муниципалитет не будет. По словам Сеньковой, в 2021 году в городе появятся новые платные парковки. «Будем расширяться – это вопрос сроков и объёмов, сейчас у нас дорабатывается решение на смежных улицах с Красным проспектом: это будет так называемый первый этап, а дальше, думаю, это будет и в других районах города. Расширение первого этапа произойдёт уже на следующий год», – комментирует директор МБУ.

Сохранится ли спокойствие по парковочному вопросу, когда паркоматы появятся на большинстве улиц в центре – интрига следующего года. Напомним, что изначально мэрия рассматривала возможность передать муниципальные стоянки в концессию, чтобы обустройством и эксплуатацией занимался частный бизнес. Но в итоге оставила эту деятельность под крылом муниципалитета. Эффективность бюджетных вложений депутатам всё же придётся оценить, рано или поздно. А какой был бы на сегодня экономический и общественно-политический результат у проекта, если бы им занимались предприниматели, мы можем только гадать.

Другие новости