ЛДПР не провести увеличение списочников

Горсовет Новосибирска 24 апреля рассмотрит инициативу ЛДПР об изменении расклада по собственному формированию. Списочников предлагается количественно уравнять с одномандатниками. Перемены в интересах КПРФ, но поправка вряд ли пройдёт.

Идею изменить принцип формирования горсовета депутат Государственной Думы от ЛДПР Дмитрий Савельев сформулировал в конце октября 2018 года в интервью ЦДЖ. «Кстати, пользуясь случаем, хотел бы высказать свою мысль о необходимости изменений в формировании горсовета, депутаты которого сейчас избираются по смешанной системе «10/40» (десять человек по партийным спискам, сорок – по одномандатным округам). На мой взгляд, надо вынести на обсуждение горожан предложение о введении системы «25/25», чтобы половина горсовета формировалась путем избрания депутатов по одномандатным избирательным округам, а другая половина – по партийным спискам, –заявил парламентарий. – Это обеспечило бы представительство всех слоёв населения в органах местного самоуправления и стимулировало бы горсовет к принятию более сбалансированных решений и нормативных актов».

В ноябре соответствующее предложение в уставную комиссию Новосибирска официально внёс Евгений Лебедев, глава фракции ЛДПР в горсовете. «Моя инициатива обусловлена необходимостью усиления роли политических партий при формировании представительных органов муниципального образования. Политические партии должны нести больше ответственности за то, что происходит в городе», – комментировал депутат для «Континента Сибирь», указывая на примеры соседних региональных центров – Омска, Барнаула, Красноярска – где горсоветы формируются по принципу 50% на 50%.  

Большинство депутатов горсовета, высказавшихся публично об инициативе ЛДПР, считают её нецелесообразной. Такую же оценку дала уставная комиссия. На публичных слушаниях в начале марта, где обсуждался проект соответствующей поправки в Устав Новосибирска, большинство мнений было критическими. За предложение ЛДПР высказались только члены партии «Яблоко», в горсовете не представленные.

Впрочем, не будем забывать, что недавнее рассмотрение проекта поправки в Устав города о возвращении выборов мэра в два тура показало никчёмность слушаний как инструмента для влияния общественности на решения власти. Даже если результат публичного обсуждения однозначный, городское руководство может принять противоположное решение, сославшись на мнимую ангажированность участников слушаний.

Критики инициативы ЛДПР говорят, что уменьшение числа одномандатников приведёт к увеличению границ округов, и депутатам будет сложней справляться с обязанностями. Лебедев парирует: округа у депутатов Законодательного собрания ещё больше, и ничего, как-то работают. Ряд депутатов последовательно выступают против любых изменений предвыборных правил игры (под этим соусом ранее была провалена поправка насчёт второго тура). Но, объективно говоря, предвыборное законодательство меняется в каждом цикле. И не только в России. Такой же тренд (особенно в части перенарезки округов) виден во многих странах, в том числе с так называемой более развитой и устоявшейся демократией. Система эволюционирует под воздействием разных политических факторов. Перед прошлыми выборами в новосибирский горсовет к 40 одномандатникам добавились 10 списочников. Почему не поменять расклад, сделав 25/25? Или 40/40, раз уж действующим одномандатникам так дороги их округа? Непреодолимых причин здесь нет.

Другое дело, что изменение расклада невыгодно крупнейшей партии – «Единой России». Без консолидированного решения фракции ЕР в горсовете утверждение поправки в Устав, требующей 2/3 голосов, невозможно. А единороссы в связи с ухудшившимся рейтингом и растущими протестными настроениями заинтересованы в сохранении максимальной доли за одномандатниками. Даже если бы депутаты от всех других партий вместе с беспартийными проголосовали за правку Лебедева, они бы не смогли преодолеть вето ЕР.

А межпартийного единства по этому вопросу не заметно, несмотря на общую выгоду. Расклад перед выборами мэра принуждает КПРФ к чуткому взаимодействию с единороссами. Персонально Лебедева в команде Анатолия Локтя рассматривают как потенциально опасного соперника, способного стать аккумулятором протеста. Хотя ЛДПР ещё не опубликовала официальное решение о выдвижении кандидата на пост градоначальника, фактически стартовавшая рекламная кампания помогает депутату зарабатывать узнаваемость. Учитывая, что КПРФ в данном случае представляет действующую власть, бренд ЛДПР может оказаться в бланке для голосования самым раскрученным из парламентской оппозиции. И вдруг так выйдет, что основной объём протестных голосов достанется Лебедеву? А сколько их будет – сейчас непонятно. Поэтому коммунисты не заинтересованы одаривать либерал-демократа поддержкой его инициативы. Точнее, не в этот раз.

Другие новости