Манцуров использовал «словесную интервенцию» против РСХБ

На пятом году так и не начавшееся строительство индюшачьей фермы семьи Манцуровых в Колывани официально приостановлено. Демарш инициатора проекта может быть средством давления на Россельхозбанк.

Несмотря на статус депутата Законодательного собрания, совладелец компаний «Сибирский гигант» и «Сады гиганта», а также торгового комплекса «ФудСиб» Александр Манцуров человек непубличный, в СМИ выступает редко. Но метко: его комментарий для ТАСС о судьбе индюшачьей фермы стал одной из главных новостей региональных СМИ на этой неделе. «Проект остановлен в связи с тем, что мы не договорились с финансирующим банком, в данном случае это Россельхозбанк, те условия, которые мы на старте год назад обсудили, которые были нам предложены, на выходе, когда мы получили решение кредитного комитета, – земля и небо, и мы отказались от этого решения», – заявил бизнесмен.

При этом важно понимать контекст, исключающий сомнения в серьёзности Манцурова, как масштабного инвестора – его комментарий прозвучал в субботу 2 ноября на открытии третьей очереди тепличного производства «Садов гиганта». «На новом комплексе можно любоваться не только плодами, которые выращивают в теплицах, но и самим проектом – тем, что здесь создано, тем, как поэтапно, взвешенно он был реализован. Это пример очень выверенных инвестиций», – заявил присутствовавший на церемонии губернатор Новосибирской области Андрей Травников.

Манцуров остаётся одним из влиятельнейших региональных лоббистов, и его проекты пользуются преемственностью в поддержке местных властей. Проект строительства индюшачьей фермы стоимостью 3-3,5 млрд рублей и мощностью 7,5-15 тысяч тонн мяса в год был презентован экс-губернатором Владимиром Городецким на одной из пресс-конференций ещё в 2016 году. Областная власть активно поддерживала инициативу на ранних подступах. Бывший вице-губернатор Юрий Прощалыкин помогал искать землю, договаривался об участках в Колыванском районе. Совет по инвестициям при губернаторе утвердил льготы в объёме 280 млн рублей. Тем не менее, начало стройки несколько раз откладывалось по разным причинам.

В прошлом году казалось, что единственным препятствием на пути к строительству фермы остаются общественные протесты и двойственная позиция прокуратуры. Один из участков под строительство площадью 10 га в непосредственной близости от всех коммуникаций, включая газ и асфальтированную дорогу, достался компании Манцурова за 618 тысяч рублей. Прокурор Колыванского района посчитал, что сама по себе продажа участка была незаконной. В мае 2018 года он вынес представление главе районной администрации о том, что земля под проект фермы могла быть лишь сдана в аренду, но не продана. Также прокурор указал на недопустимость определения цены продажи на основе оценки, которую провела компания, привлечённая инвестором, поскольку это ставит под сомнение объективность расчёта. Однако областная прокуратура при проведении проверки продажи участка нарушений не выявила.

Тем временем, колыванская общественность запротестовала против соседства с помётохранилищем. В апреле 2018 года жители посёлка уже жаловались на проект в межрайонную природоохранную прокуратуру. 27 июня несколько сотен колыванцев собрались на сход, организованный администрацией района, чтобы пообщаться с представителями инвестора. В числе претензий жителей, недовольных соседством с птицефабрикой, прозвучали риски близости территории к водозаборным скважинам, а также, что площадку для хранения помёта собираются организовать возле трассы между Колыванью и Скалой. Информация о планах по сбросу сточных вод в местную реку Оеш население тоже не порадовала, как и в целом, план построить производство с подветренной стороны к райцентру.

По итогам схода глава района Евгений Артюхов сделал вывод, что жители проект поддержали, а жители образовали инициативную группу для подготовки референдума против проекта. Неофициально колыванцам дали понять: будут протесты – инвесторы выберут другую площадку, и не будет ни рабочих мест, ни налогов. Сложно судить, насколько это подействовало, поскольку не дошло до строительства – не дошло и до решительных протестов. 

Теперь же состоятельность проекта вообще под очень большим вопросом, хотя поворот в истории, прямо скажем, неожиданный. У Манцурова богатый опыт работы с госбанками. Вторую и третью очереди «Садов гиганта» кредитовал Сбербанк. По «ФудСибу» Манцуров вместе с партнёром Дмитрием Терешковым кредитовались в ВТБ. Правила игры плюс-минус одинаковые. Источники ЦДЖ утверждают, что переговоры о финансировании фермы Манцуров вёл и со Сбером, и с ВТБ, жёстко торгуясь об условиях. Одним из камней преткновения стало нежелание бизнесмена давать личное поручительство по кредиту.

За годы, прошедшие в проработке проекта фермы, Манцуров и РСХБ могли уже давно проработать все нюансы. Конечно, всегда есть «фактор Москвы»: федеральное руководство банка может вмешаться и перекроить расклад на финальной стадии по своему разумению. Но точно также в позу может встать и другая сторона сделки. В Новосибирской области Россельхозбанк позиционируется как особо приближённый к областной власти, не только благодаря причастности к значимым проектам, но и благодаря опыту работы главы филиала Станислава Тишурова заместителем Травникова (хоть и совсем недолгого). Заявление Манцурова о том, что в срыве крупного инвестпроекта, поддержанного властью, виноват РСХБ, это удар по репутации банка. Вопрос в том, какую позицию выберет Тишуров. Нужно либо объясняться публично по поводу решения кредитного комитета, либо срочно договариваться о более выгодных условиях финансирования фермы. Последнее больше всего похоже на приоритетную цель «словесной интервенции» Манцурова.

Госбанки соперничают за крупных надёжных клиентов. На региональном уровне бизнес-проекты Манцурова весьма заметны для банкиров. Но для федерального руководства банков бизнесмен не так уж велик – они видали и гораздо крупней. В то же время в банковском сообществе Манцуров заработал устойчивую репутацию весьма капризного клиента. Не исключено, что его публичный выпад в адрес РСХБ это фол последней надежды: не факт, что другие банки бросятся наперегонки предлагать условия лучше.

Другие новости