«Холидей» настроен договориться с поставщиками и банками

Бенефициар «Холидея» Николай Скороходов впервые подробно рассказал о ситуации в компании, осаждённой кредиторами. Он рассчитывает справиться с трудностями, связанными с необходимой перестройкой бизнеса.

«Холидей» если не единственный, то один из немногих участников рейтинга Forbes «200 крупнейших частных компаний России», у которого нет пресс-службы. Компания с 2000 года развивается в Сибирском федеральном округе непублично, без громких PR-акций. Мероприятия по продвижению «Холидея» были сфокусированы на главной целевой аудитории – покупателях, а потому зачастую оставались незамеченными деловой прессой, бизнес-сообществом, властями. Пока дела шли ровно, с таким позиционированием не было проблем. Но с конца прошлого года, когда в компании пошли заметные снаружи перемены, информационная закрытость дала повод для разных слухов. Многочисленные иски поставщиков дали новые поводы для домыслов. Ходатайство Альфа-банка, известного агрессивным отношением к должникам, о банкротстве «Холидея» было воспринято как тревожный сигнал. В июле арбитраж ввёл в компании процедуру наблюдения.

На этой неделе гендиректор и основной бенефициар ООО «Компания Холидей» Николай Скороходов наконец-то прервал молчание. В интервью Тайге-инфо он рассказал о предпосылках сложившейся ситуации и о возможном выходе из неё. «За последние полгода накопился объём неурегулированных отношений с частью поставщиков, и некоторые банки-кредиторы действуют по протоколу досрочного взыскания задолженности. Сейчас прорабатываются решения, как выйти из этой ситуации мирным путём, с соблюдением интересов кредиторов и сохранением нашего бизнеса, – заявил Скороходов. – Кредиты «Холидея» сверхобеспечены, у нас достаточно активов для расчётов со всеми. Но значительная часть собственности в залогах у банков, и чтобы превратить эту недвижимость в деньги нужны согласованные организационные маневры. Продажа ряда активов по рыночной цене требует времени, это тоже предмет переговоров».

Осознав предсказуемый проигрыш крупным федеральным игрокам, получающим продукцию глобальных брендов на более выгодных условиях, «Холидей» решил на 100% уйти в нишу дискаунтеров и на 70% запомнить полки товарами под собственными торговыми марками. «Обычно около 65% товаров в обороте магазина занимают известные бренды, а доля private label в лучшем случае составляет 15%, – объясняет Скороходов. – Для нас же собственные марки – это основной ассортимент магазина, который представлен во всех категориях товаров. Мы предлагаем нашим покупателям уникальные позиции высокого качества по доступным ценам, и многие из них «взрывают» продажи». Помимо private label, в дискаунтерах «Холди» появились новые товары прямого импорта.

По словам Скороходова, покупатели оценили перемены «Холидея», поскольку получили качественные товары по доступным ценам. «К сожалению, мы не нашли поддержки у банков в переговорах о продлении кредитных линий, – сетует глава компании. – Развивая собственные private label, мы брали пример с зарубежных ритейлеров, таких, как немецкая сеть ALDI, которая заполнила полки в магазинах собственными торговыми марками, отказавшись от известных брендов, и чувствует себя довольно успешно на рынке Европы. Но в российском ритейле мы оказались первопроходцами. Для банков наш подход показался слишком инновационным, то есть, рискованным».

Для оптимизации кредитного портфеля в конце года компания объявила распродажу помещений, с тем, чтобы все оставшиеся магазины переделать в дискаунтеры. Параллельно шло сокращение высвобожденного персонала и перестройка отношений с поставщиками («Не все партнёры были готовы работать в новом формате», – комментирует Скороходов). Изменения сказались на обороте. «В январе 2018 года EBITDA компании ушла в минус на 320 млн рублей. Отношение долга к EBITDA сработало как формальная ковенанта, банки потребовали досрочного погашения, – комментирует Скороходов. – Наш расчет на то, что в начале года мы все вернем за счет доходов от продажи магазинов не оправдался. Начались переговоры с банками, споры с некоторыми поставщиками, выливающиеся, в том числе, в судебные претензии, зачастую – взаимные».

Владелец «Холидея» уверен, что компания может сохранить устойчивость и рассчитаться по всем долгам. Сеть остаётся в пятёрке крупнейших региональных налогоплательщиков, соблюдает обязательства по всем государственным платежам, по зарплатам и текущим расчётам. «Время показало, что выбранная нами модель розничного бизнеса вполне успешная. Несмотря на судебные процессы, магазины «Холди» встречают людей заполненными полками, – заявил Скороходов в интервью. – У нас по-прежнему работает 6500 тысяч человек. Поставщики, с которыми мы продолжаем работать, фиксируют устойчивый спрос в магазинах сети. Покупатели поверили в наши бренды. Уже в мае EBITDA снова пошла в рост, увеличившись до 40 млн». «Холидей» даже намерен в ближайшее время открыть два новых магазина, вдобавок к 340 действующим.

Для интереса, можно сверить слова Скороходова с реальным ассортиментом любого магазина его сети. На полках действительно широко представлена российская продукция, по качеству способная конкурировать с глобальными брендами. Преобразования «Холидея», помимо прочего, дают шанс для роста местным производителям, испытывающим сложности со вхождением в федеральные сети.

Скороходов прокомментировал перевод розничного бизнеса в новую компанию «НСК Холди», в последние дни обсуждаемый ритейлерами и деловой прессой. «Это вполне распространенная практика, когда в рамках группы компаний одни ведут операционный бизнес, а другие являются держателями активов, прежде всего – недвижимости. Чтобы избежать кривотолков, хочу внести ясность – все наши обязательства сохраняются в полном объёме. Как и «Холидей» до сих пор, компания «НСК Холди» будет исполнять обязательства по аренде, зарплате, налогам, а также текущие обязательства перед поставщиками, – пообещал бенефициар «Холидея». – Подчеркну, что мы планируем рассчитаться со всеми поставщиками. И будем рады восстановить отношения и продолжать работу, в том числе, с теми поставщиками, с которыми мы сейчас находимся в судах».

«Холидей» оценивает стоимость своих активов в 13-15 млрд рублей. Скороходов уверяет, что это значительно превышает размер кредитного портфеля. Заявления гендиректора и основного владельца бизнеса о желании рассчитаться со всеми поставщиками и прийти к миру с банками-кредиторами прозвучали своевременно. Это позитивный сигнал для всех контрагентов. Из-за непубличной позиции компании многие стейкхолдеры в государственных органах и властных кругах могли считать, что «Холидей» идёт на дно, оставляя после себя долги и недобрую память. Скороходов же однозначно дал понять, что намерен бороться за сохранение бизнеса. «В нынешнем году мы закрыли уже 2 млрд задолженности перед поставщиками, – утверждает он. – Финансовые показатели нашей новой стратегии говорят, что выбранный путь приносит запланированный результат. Сегодня нужно лишь время, терпение и готовность к диалогу всех сторон, чтобы разрешить противоречия». Вместе с тем главе «Холидея» хотелось бы «избежать злоупотреблений открывшимися возможностями со стороны особо агрессивных и нетерпеливых кредиторов». В том числе, речь может идти о попытках манипулировать общественным мнением, пользуясь непубличностью «Холидея». Поэтому можно предполагать, что в ближайшем будущем информационная политика компании станет более открытой и активной.

Другие новости