Охота за «чёрными агентами» навела на муниципалитет

В день старта форума «Сибирь-ритуал», где чиновники мэрии обсуждали с представителями отрасли борьбу с «чёрными агентами», новосибирские общественники опубликовали расследование о связи между муниципальным учреждением и агентским бизнесом.

Похоронный бизнес очень деликатная сфера, разговоры в котором и о котором обычно ведутся вполголоса. Социальная значимость ритуальных услуг остаётся недооцененной, поскольку люди в повседневности соприкасаются с похоронами довольно редко. В то же время, рано или поздно соприкоснуться приходится каждому. А проблемы, характерные для отрасли, сохраняются с 90-х. На рынке есть организации, стремящиеся внедрять цивилизованные стандарты. Но доминируют по-прежнему конторы, из-за подходов которых страдает репутация всей ритуальной сферы. Так происходит из-за позиции местных властей, либо справляющихся с ролью арбитра, либо нет.

Главные проблемы хорошо известны. В первую очередь, неприятно общение с «чёрными агентами», появляющимися как из ниоткуда сразу после смерти близкого чеовека. Пока родные пребывают в шоке, подкупленные медработники или полицейские сливают персональные данные умершего похоронной конторе, которая присылает представителя. Зачастую под видом медработника, тот быстро впаривает набор «выгодных» решений, истинная стоимость которых выясняется уже только на следующий день в момент расчёта. Поскольку средний обыватель вряд ли мониторит рынок ритуальных услуг, ему невдомёк, за что и сколько приходится переплатить. В горе люди денег не жалеют, только бы уже покончить с этими ритуалами.

Разгул такого сомнительного предпринимательства в ритуальной сфере потребовал вмешательства на уровне руководства страны. В прошлом году Президент Владимир Путин подписал перечень поручений для наведения порядка в отрасли. Фактически это оказалось лишь началом большого пути. Весной 2018 года Генеральная прокуратура отчиталась о проведённых по своей линии проверках и выявленных нарушениях. Но на примере ситуации в новосибирской ритуальной сфере значимых перемен не видно.

12 сентября известные общественники Алексей Носов и Владимир Кириллов опубликовали в «фейсбуке» видеозапись эксперимента с покупкой ритуальных услуг через муниципальное казённое учреждение «Ритуальные услуги». Позвонив в организацию с просьбой помочь организовать похороны, они переговорили с человеком, представившимся охранником, который сказал, что сам ничем помочь не может, но передаст контакт специалисту, способному всё решить. Тут же общественникам перезвонил некто Игорь. Из контекста разговора стало ясно, что он работает при новосибирской горбольнице и причастен к перевозке трупов в морг. А значит, скорее всего, имеет доступ к больничным картам с персональными данными умерших и их родственников. Игорь пообещал решить все вопросы, договориться с залом прощания на Заельцовском кладбище или на Потанинской (где, кстати, офис «Ритуальных услуг»), и весь процесс похорон организовать, включая подбор места на кладбище: «Я и директор кладбища это одна организация, вопрос и с местом решим, и по захоронению». Организацию похорон Игорь оценил в 30 тысяч рублей. Даже поверхностный мониторинг показывает, что цена сильно занижена для вовлечения клиента, а по факту, скорее всего, пришлось бы заплатить существенно больше.

Общественники задались вопросом, что происходит – либо «чёрный агент» распоряжается имуществом муниципального учреждения, либо имущество МКУ уже ушло в частные руки? По совпадению, в тот же день, 12 сентября начал работу межрегиональный форум «Сибирь-ритуал», одним из главных вопросов которого заявлена борьба с «чёрными агентами». В большом зале мэрии Новосибирска собрались более 50 бизнесменов из 25 городов. Ключевым докладчиком выступил начальник управления потребительского рынка Виталий Витухин, курирующий ритуальную сферу, в целом, и МКУ «Ритуальные услуги», в частности. В один доклад чиновник смог вместить тезисы о необходимости наведения порядка на рынке и оправдания по поводу претензий ФАС за оказание муниципальным учреждением коммерческих услуг.

У представителей отрасли, впрочем, вопросы остались. В том числе, по формированию нового «попечительского (наблюдательного) совета по вопросам похоронного дела в городе Новосибирске». В качестве главы совета был представлен Борис Якушин, сын создателя Новосибирского крематория. Это не столько городской, сколько областной похоронный бизнес, маркетинговые акции которого (гонки на катафалках, запуск праха в космос, верблюд, живущий на территории) собирают много хайпа, но вызывают этические сомнения у коллег по отрасли. Новосибирские участники мероприятия попросили подробней рассказать о составе и деятельности совета, но Витухин отреагировал болезненно и резко свернул эту тему.

На этом фоне не удивительно, что пришедшему на форум Кириллову не дали возможности задать свои вопросы про МКУ и «чёрных агентов» в микрофон. В кулуарах форума на общественника чуть не набросился заместитель директора «Ритуальных услуг» Яков Дистенфельд. Его агрессию можно понять: называя вещи своими именами, общественники попытались поймать муниципальное учреждение за руку на оказании несвойственных коммерческих услуг. Видимо, именно этим объясняется появление в истории посредника Игоря, который вроде бы работает в горбольнице, и в то же время в одной организации с директором кладбища. Как раз при крупных больницах в основном трутся «чёрные агенты», заинтересованные максимально быстро получать информацию об умерших и прямой доступ к опечаленным родственникам. Зачастую именно белый халат вызывает особое доверие и отбивает желание задавать вопросы.

Муниципалитет должен определять правила работы на ритуальном рынке, а не играть на нём самостоятельно. Главная задача МКУ, по мнению отраслевых экспертов, касается содержания кладбищ, как муниципальной собственности. Это и благоустройство, и уход, и выделение участков под захоронение – но не как коммерческая услуга. А «Ритуальные услуги» сегодня претендуют на полный коммерческий ассортимент, включая рытьё могил, монтаж оградок и установку памятников. Таким образом, МКУ становится прямым конкурентом частных компаний, что как раз провоцировало претензии антимонопольной службы. Витухин оправдывает коммерческие аппетиты подшефной организации необходимостью повышать городские доходы. Но депутаты горсовета не дадут соврать: доходы бюджета и доходы муниципальных учреждений это всё-таки разные карманы.

Между тем, есть перечень бесплатных услуг по погребению, предоставление которых лежит в сфере ответственности муниципалитета. Оказывая одновременно платные и бесплатные услуги, чему будет отдавать приоритет учреждение, заинтересованное в росте доходов? Работать будут там, где платят. А потом там, где платят больше. Можно было бы поспорить, в интересах ли горожан возможная монополизация ритуального рынка муниципалитетом, или нет, если б не эксперимент общественников, вскрывший сомнительные параллели между МКУ и агентским бизнесом. Интересно, как на опубликованные материалы отреагируют правоохранительные органы, которым, к слову, давно следовало бы разобраться с пособниками «чёрных агентов» в своих рядах.

Другие новости