Заксобрание уточнило курс на управление госсобственностью

Новый закон об управлении госсобственностью может упростить взаимодействие правительства и заксобрания по щекотливым вопросам распоряжения областными активами, если сохранится дух совместной работы ветвей власти.

28 июня последняя перед летними каникулами сессия Законодательного собрания
приняла во втором чтении закон «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Новосибирской области». За – проголосовали 63 депутата из 64 присутствовавших (один не голосовал). По ходу работы над документом большинство комментаторов сходились во мнении, что он может стать самым значимым вкладом нынешнего депутатского созыва в законодательство региона. Резонансный проект предполагает значительное усиление ответственности правительства и заксобрания посредством обязательного обсуждения операций с областной собственностью и средствами. Речь идёт и о концессионных соглашениях, и об управлении имуществом госпредприятий, и о сделках с активами, принадлежащими государству.

В то же время звучали оценки, что законопроект может стать миной под взаимодействие исполнительной и законодательной власти. Напомним, что поводом для разработки и принятия документа стали нарушения в областных госпредприятиях и сомнительные действия чиновников, способные нанести ущерб экономическим интересам области. Депутаты устали вскрывать одну за другой скандальные истории и предпочли найти системное решение, исключающее новые нарушения. Они тщательно проанализировали законодательство других регионов, где в том или ином аспекте парламентарии смогли продвинуться в организации контроля за госсобственностью и бюджетными средствами (например, опыт региональных парламентов Томской области и Красноярского края),
законодательно оформили свое видение комплексного процесса управления госимуществом через принятие Концепции управления и распоряжения госсобственностью Новосибирской области на три и шесть лет вперед, а также «буквой закона» подтвердили своё право на обязательное ежегодное рассмотрение отчета об управлении и распоряжении госсобственностью региона.

В первом чтении резонансный законопроект был принят на сессии в апреле. Как это обычно бывает, между первым и вторым чтениями началась работа с поправками. Свои предложения внесли правительство и прокуратура – в общей сложности, 12 поправок на двоих. Возникшие брожения на предмет не уничтожат ли поправки дух закона, решительно пресёк спикер заксобрания. Андрей Шимкив напомнил скептикам, что между первым и вторым чтениями закона о бюджете представители правительства и депутаты утрясают сотни поправок. А значит, с десятком поправок справиться как-нибудь удастся. «Вбить клин между правительством и заксобранием не получится», – заявил Шимкив.

Как выяснилось на сессии 28 июня, в общей сложности ко второму чтению набралось 34 поправки. Представлявшая коллегам законопроект заместитель председателя бюджетного комитета Ирина Диденко подчеркнула, что большинство изменений носят юридический и уточняющий характер. Предложения врио губернатора, прокурора области, министерства юстиции и департамента имущественных и земельных отношений депутаты обсуждали с чиновниками на 18 рабочих группах.

Депутаты приняли таблицу поправок и законопроект в целом, не останавливаясь на частностях. Не потому, что не важно: как раз, наоборот, в предварительную работу над законопроектом были вовлечены многие, и предмет обсуждения на сессии вопросов ни у кого не вызвал. Суть смысловых поправок, касающихся прямых полномочий депутатов, осталась прежней. Для непосвящённых приведём пример. В части концессионных соглашений, примеры которых в последние годы вызвали немало скандалов, формулировка «Законодательное собрание согласовывает» изменилась на «Законодательное собрание рассматривает». Кажется, будто разница существенная. Ведь согласование требует позиции депутатского корпуса, а «рассмотрение» звучит несколько факультативно. Но смысл здесь в другом. Закон обязывает исполнительную власть представлять депутатам проекты концессионного соглашения. Это позволит избегать скандальных ситуаций, как с известной «мусорной» концессией, обсуждать которую заксобранию пришлось уже по факту заключения контракта. Также депутаты будут не согласовывать, а рассматривать сделки с областными активами. Но и здесь суть остаётся прежней: вряд ли в нынешней конфигурации чиновникам будет целесообразно идти на сделку без одобрения заксобрания.

По словам Диденко, принятие закона заложит системный и целостный подход к управлению госсобственностью, от постановки задачи до обеспечения контроля результата по каждой инициативе. Вместе с тем, будет создана информационная база, позволяющая увидеть единую картину статуса всех областных активов. Председатель бюджетного комитета Александр Морозов сообщил журналистам, что в основе законопроекта – подробность, принципиальность и объективность: «Документ в итоге получился очень объёмный. По сути дела это инструкция по применению и пользованию государственной собственностью: смотришь и видишь, что делать с тем или иным объектом в будущем, – добавил Морозов. – Раньше много чего, на наш взгляд, было не совсем корректно в управлении собственностью в Новосибирской области. Этот документ позволяет эту самую корректность выстроить. Это стопроцентно рабочий документ, который позволяет рачительно относиться к собственности нашего региона», – добавил председатель профильного комитета.

Морозов также подчеркнул, что в процессе работы над документом заксобрание «сохранило достойные отношения с исполнительной властью». Реплика не случайная. В деликатной теме разграничения ответственности и полномочий были замечены попытки провокаций. Но работа действительно получилась совместной, что засвидетельствовали врио губернатора Андрей Травников и спикер Андрей Шимкив на совместном пресс-подходе в перерыве сессии.

Травников напомнил, что ещё в феврале, отвечая на вопрос депутатов о его отношении к разрабатываемому документу, он говорил о необходимости совершенствовать законодательство о госсобственности с учётом опыта других регионов. «Есть определённая новация в Новосибирской области, поскольку я не слышал, чтобы в других регионах концессионные соглашения обсуждались и согласовывались на сессиях законодательных собраний», – отметил врио губернатора. Принятый закон он назвал «одним из важнейших решений, позволяющих защитить интересы региона, бюджета и инвесторов – партнёров по ГЧП-проектам».

По мнению Шимкива, благодаря новому закону в вопросах управления госсобственностью появится прозрачность. «Мы сделали уникальный закон, который устраняет подводные камни в управлении госсобственностью. Всё будет открыто, согласовано через сессию, и, я думаю, теперь ни у кого не будет никаких вопросов – пообещал спикер. – Работая над законом, вместе с правительством мы сумели всё упорядочить, привести в нормальное русло. И я думаю, что все конфликты, которые были, они с этим законом уходят в прошлое. Всё будет согласовано с общественностью, с депутатами. И спокойно будут себя чувствовать концессионеры-инвесторы, которые вкладывают свои деньги в реализацию проектов на территории области».

Две ветви продемонстрировали единодушие и стремление к компромиссу в работе над сложным законом, сама постановка задач в котором была чревата конфликтами. Курс на прозрачность и конструктивность взаимодействия в вопросах управления и распоряжения госсобственностью получил законодательное подкрепление. Практически сразу после вступления в силу документ должен начать работать на практике. Здесь станет ясно, сумеют ли правительство и заксобрание сохранить общие приоритеты и воплотить дух закона в практическом взаимодействии на пользу заявленным интересам региона.

Другие новости