Областные власти усиливают влияние на новосибирскую стройку

Мэру Анатолию Локтю пришлось в очередной раз опровергнуть свой прогноз насчёт сроков утверждения нового генплана Новосибирска. В подвешенном состоянии вопрос останется надолго, а вместе с ним – десятки крупных строительных проектов.

Руководство мэрии надеялось хотя бы в первом чтении утвердить обновлённый генплан Новосибирска в декабре, раз уж не получилось раньше. Предполагалось, что на заседании комиссии по градостроительству 26 ноября депутаты примут решение вынести проект генплана на сессию 4 декабря. Однако вице-мэр Алексей Кондратьев попросил народных избранников отложить рассмотрение вопроса о генплане в связи с поступившим в тот же день обращением Законодательного собрания о недопустимости многоэтажной застройки в Заельцовском бору. Чиновники собирались урегулировать это противоречие и вынести генплан на внеочередное заседание комиссии 2 декабря.

1 декабря члены градостроительной комиссии получили проект решения из трёх пунктов: с предложенной концепцией и основными положениями генплана не соглашаться, вынести его на сессию в первом чтении и рекомендовать коллегам голосовать против утверждения. Казалось бы, зачем вообще в таком свете выносить вопрос на сессию? Вероятно, у чиновников была надежда к последнему моменту договориться с большинством депутатов. Но уже к вечеру вторника мэру стало ясно, что, во избежание ещё большего конфуза, обсуждение генплана лучше убрать с повестки. Внеочередное заседание профильной комиссии было отменено.

На пути рассмотрения генплана в обновлённой редакции было множество препятствий, о чём мы подробно рассказывали на протяжении 2020 года. Одни препоны возникали за другими, и Локтю приходилось несколько раз сдвигать обещанные им же сроки утверждения документа. Изначально руководство мэрии хотело получить добро ещё от прошлого состава горсовета, успев до летних каникул. Но в конце весны против предложенной редакции генплана высказались федералы – Росгвардия и минэкономразвития. Летом в согласовании генплана отказал губернатор Андрей Травников, сославшийся на претензии областных министерств. Осенью разногласия будто бы урегулировали. Локоть проанонсировал принятие генплана на одной из первых сессий обновлённого горсовета. И вот теперь понятно, что дело затягивается ещё на месяцы. А может, и дольше.

Накануне обсуждения генплана на сессии некоторые депутаты от оппозиции указывали на отдельные проблемные точки. Не было сомнений, что обсуждение выйдет бурным. Но это вряд ли помешало бы утверждению документа. Непреодолимым препятствием стала консолидированная позиция областных властей, поддержанных городскими единороссами.

На поверхности – демарш депутатов заксобрания, дружно выступивших против строительства в Заельцовском бору. Триггером вроде как стало перезонирование участка бывшего санатория на Дачном шоссе: новая версия генплана допустила там комплексную жилую застройку. Участок расположен через дорогу от жилого комплекса «Флора и Фауна». Пока это единственный многоэтажный проект на дистанции от Заельцовского кладбища до «обкомовских дач» (резиденций полпреда, губернатора и присных). По неофициальным данным, на участке, представленном к перезонированию, должна появиться новая очередь ЖК. И это возмутило областных депутатов, спровоцировав резкие эмоциональные комментарии о недопустимости застройки Заельцовского бора. В том числе, непосредственно из уст председателя заксобрания Андрея Шимкива.

Той же версии – о необходимости досконально разобраться в генплане со всеми зонами Заельцовского бора – придерживается и Локоть в своих объяснениях, почему он отозвал проект генплана из горсовета. Это заставляет недоумевать даже несистемную оппозицию, в целом критически настроенную к генплану. Больше года обсуждали документ на многих уровнях, включая публичные слушания и федеральные согласования, и споткнулись на паре десятков гектаров леса? Да неужели?

Критику генплана со стороны заксобрания поддержал губернатор – пусть и не публично. По вертикали «Единой России» был достигнут консенсус, что фракция в горсовете не должна поддерживать недоработанный документ. Дорабатывать будут не только заельцовские вопросы. Подвис ряд крупных проектов, требующих перезонирования. В том числе, речь идёт про уже начатые стройки. Как, например, жилой комплекс «Авиатор» компании «Брусника. Сибакадемстрой» возле городского аэропорта, возводимый на участке под спортивные сооружения. Принятие генплана с новым зонированием могло бы узаконить стройку, а пока девелопер и мэрия подставляются под претензии прокуратуры.

Это важное последствие срыва утверждения генплана – но не важнейшее. Ситуация показала, что самостоятельность городской власти в распоряжении земельными ресурсами Новосибирска сокращается на глазах. В результате доработки генплана и сопутствующих процессов оперативные возможности правительства и заксобрания в новосибирской строительной сфере могут существенно расшириться. И контраргументов нет: если бы у строительного блока мэрии была достаточная компетентность, не было бы конфуза с генпланом.

Другие материалы