Коррозия позиций «Бионорда» в Новосибирске

Разговоры про отказ мэрии от «Бионорда» приводят в восторг жителей Новосибирска, но информирование о процессе и предполагаемых решениях происходит в необычной форме. К обсуждению серьёзной проблемы уже не первый раз подъезжают на кривой кобыле.

Посмотрим хронологию событий. Весной 2023 года тогдашний заместитель мэра по городскому хозяйству Олег Клемешов впервые высказался в том духе, что реагент создаёт на дорогах лишнюю сырость во время плюсовых температур и предложил применять его «в редких случаях». Олега Петровича трудно заподозрить в легкомысленности. Но попытки выяснить, редко или часто применяют реагент, скорее походили на пародию. Например, в ДЭУ №1 не смогли представить Контрольно-счетной палате информацию про объём использованного «Бионорда». Ситуацию списали на хакерскую атаку программного обеспечения, контролирующего расход из резервуаров хранения продукта Уральского завода противогололёдных материалов.

В дальнейшем на полтора года тема практически исчезает из повестки. Затем осенью 2024 года новый глава департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Иосиф Кодалаев упоминает в эфире радио «Городская волна» о вреде, который наносят реагенты лапам наших четвероногих друзей. Трогательное высказывание снова насторожило участников рынка производства реагентов, но журналисты в большинстве своём пропустили его мимо ушей.

В декабре НГС на основе информации департамента транспорта и дорог публикует карту улиц, где применяется «Бионорд», из которой следует, что жители аж четырех районов (Кировского, Дзержинского, Первомайского и Калининского) избавлены от соприкосновения с реагентом. А в середине января — новый инфоповод, который всколыхнул уже все городские СМИ.

Перед январским совещанием в горсовете по проблемам транспортной карты «СберТройка» депутат Ерлан Байжанов узнаёт от Кодалаева, ставшего уже первым вице-мэром, что мэрия якобы отказывается от «Бионорда» в Академгородке. А в перспективе – во всём городе. Информация попадает в топ новостей. При этом представители муниципальных дорожных служб говорят журналистам, что они пока не в курсе предстоящих перемен.

Комментарии мэрии про планы на следующую зиму крайне скупы: «категорические утверждения, какие противогололедные реагенты будут применяться в дальнейшем и сколько средств будет на это затрачено, сейчас преждевременны». Иными словами – официальной информации ноль, а вы, уважаемые новосибирцы, пользуйтесь пока пересказами кулуарных разговоров депутата и вице-мэра.

Вероятнее всего, вбросы темы в обход общепринятых способов информирования являются следствием каких-то разногласий внутри блока городского хозяйства. Или это проявление отчаянной борьбы за рынок производителей противогололёдных материалов. Напомним, что в Новосибирске в самом центре на берегу Оби расположены пескобазы, которые, вопреки новому ГОСТу, из последних сил удерживаются на рынке противогололёдных материалов.

Понятно, что у каждого материала есть свои недостатки. Обской песок содержит ил, и по весне он сразу превращается в пыль. Отсев горных пород, которым дорожники с невиданной щедростью засыпали город в последнюю пятилетку мэра Анатолия Локтя, наглухо забивает ливнёвки и газоны. «Бионорд» требует каких-то немыслимых организационных усилий и специальной техники – его же необходимо быстро убирать с дорог, как только наледь превращается в жидкую кашу.

Сейчас Кодалаев вроде как говорит о натуральной соли с меньшим содержанием химии, чем в «Бионорде». Но и это предложение общественники уже готовы принять в штыки: «А в плане воздействия на окружающую среду и кузова автомобилей плюс-минус то же самое. Главное, вовремя сменить название!».

За год новые должности в мэрии получили 40 ключевых руководителей. Мэр Максим Кудрявцев пока без особых затруднений обновлял свою номенклатуру. Но изменение структуры ДТиДБК, его разделение на департамент транспорта и департамент дорог — задача сложная. И очень важно после «раздвоения» не поскользнуться на теме реагентов.

Другие новости