Расклад в ОЭЗ «Новосибирск» близок к вскрытию

В ближайшее время областные власти ждут решения правительства РФ о создании особой экономической зоны вблизи аэропорта Толмачево. Запуск проекта прояснит интригу, намерены ли зарубежные компании воспользоваться возможностями новой ОЭЗ.

О планах по созданию ОЭЗ в региональных министерствах говорят с 2023 года. Проработкой проекта занималось Агентство инвестиционного развития. В процессе оно было переименовано в Корпорацию развития Новосибирской области, а гендиректор структуры Александр Зырянов отправился в СИЗО по обвинению в получении взяток. Было ощущение, что перезагрузка внутри Корпорации может повлиять на плановые проекты. Но, по крайней мере, тема с ОЭЗ вырулила на финишную прямую.

В конце января в Новосибирске прошёл Координационный совет отделений Российского союза промышленников и предпринимателей в Сибирском федеральном округе. На статусном мероприятии с участием полпреда президента Анатолия Серышева и главы РСПП Александра Шохина губернатор Андрей Травников уточнил статус ситуации по ОЭЗ «Новосибирск». «Мы не торопились создавать особую площадку, если на неё нет запроса от конкретных инвесторов. Сегодня такой запрос есть. Якорный инвестор – «Новосибирский транспортный терминал», и ряд других инвесторов, заинтересованных в особом налоговом режиме ОЭЗ», — сообщил глава региона. Одним из факторов, обусловивших необходимость создания особой зоны, Травников назвал исчерпание земельного ресурса в Промышленно-логистическом парке возле Толмачево. А территория вблизи аэропорта — ключевой производственно-логистический узел субъекта.

«Как говорится – всё сошлось, и было принято решение о создании ОЭЗ. Надеемся, что в ближайшее время выйдет соответствующее решение правительства, и со следующего месяца все инвесторы, которые начнут реализовывать свои проекты на этой территории, смогут пользоваться налоговыми льготами», — заявил губернатор. Его прогноз подтвердил заместитель министра экономического развития России Дмитрий Вахруков.

Под ОЭЗ выделено 752 га земли. Инициатором и первым инвестором площадки является дочерняя структура упомянутого губернатором НТТ — компания «Северный парк развитие». Материнская компания строит в ПЛП транспортно-логистический центр «Сибирский», обещающий стать крупнейшим узлом по перевалке контейнеров между Востоком и Западом. Учитывая виды на растущий грузооборот с Китаем, логично вложиться в инфраструктуру ОЭЗ для получения таможенных и налоговых послаблений. В этих льготах могут быть прямо заинтересованы и китайские компании. «Северный парк развитие» планировал вложить в ОЭЗ 6 млрд рублей, создав 350 рабочих мест. Планируются вложения в инфраструктуру зоны и из областной казны (за счёт реструктуризированных кредитов из федерального бюджета).

В ноябре 2024 года мы рассказывали о новой волне слухов, будто в ОЭЗ собираются прописаться автопроизводители из Поднебесной. К тому моменту подобным разговорам был уже год. В коридорах власти про намечающуюся сборку автомобилей говорили с периодически меняющейся интенсивностью. Правда, без какой-либо конкретики, что в целом не удивляло: китайцы максимально осторожны и экстремально переменчивы в решениях. В начале ноября министр экономического развития Новосибирской области Лев Решетников, будто бы о чём-то всё же зная, говорил о возможностях разместить китайский автомобильный завод на территории одного из местных индустриальных парков или в особой экономической зоне.

Если правительство России даст инвесторам «зелёный свет» на вход в ОЭЗ уже в феврале, в ближайшее время интерес к проекту может стать ажиотажным. Тогда станет ясно, сколько земли фактически уже забронировано под заранее подготовленные проекты. Прояснится и их география. В прошлом году областное руководство поставило задачу использовать землю вокруг Новосибирска максимально эффективно, не допуская «заморозки» привлекательных участков под тормозящие инвестпроекты. Значит, карты откроются быстро.

Другие новости