Куда Витухина завели Манцуров и Кузнецов

Против Виталия Витухина возбудили третье уголовное дело, уменьшив шансы бывшего чиновника вскоре выйти на свободу. События вокруг экс-руководителя департамента инвестиций мэрии выглядят особенно трагично в контексте конфликта между бывшими совладельцами холдинга «Сибирский гигант».

Кстати, помните такой? Мультиформатная торговая сеть, построенная Александром Манцуровым и Андреем Кузнецовым, много лет была заметным игроком регионального ритейла. В 2014 году, когда Анатолий Локоть стал мэром Новосибирска, «Сибирский гигант» уверенно держался на плаву, а его акционеры влияли на местную политику. Виталий Витухин стал первым агентом Манцурова и Кузнецова, делегированным в городскую власть. К тому времени у него был накоплен немалый и разношёрстный предпринимательский опыт, от копки могил до торговли ювелиркой. С этим багажом бизнес-знаний Витухин в 2015 году получил пост начальника управления потребительского рынка мэрии. В 2021 году он возглавил департамент промышленности, впоследствии реорганизованный в департамент инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства.

После смены мэра Витухин предсказуемо нацелился на вылет из муниципальной обоймы. В конце мая чиновник объявил об уходе по собственному желанию. Доработать плановый срок до 5 июня не удалось — двумя днями раньше явились силовики с обыском. Витухина отправили под стражу по обвинению в превышении полномочий, выразившемся в якобы незаконном предоставлении участка кладбища «Заельцовское» коммерческой структуре. Второе уголовное дело против чиновника возбуждено в связи с якобы незаконным вмешательством в деятельность юрлица, заключившего с мэрией договор на установку киосков.

9 сентября стало известно о третьем уголовном деле против Витухина. На сей раз чиновника обвинили в злоупотреблении полномочиями в рамках печально известной концессии по ремонту и эксплуатации муниципальных бань. Речь о соглашении, заключённом ещё в 2019 году между мэрией и ООО «Объединение 24». Частный партнёр должен был отремонтировать и перезапустить бани. На деле же вышло так, что компания собирала с посетителей деньги, не вкладываясь в ремонт.

Банную концессию разносили в пух и прах аудиторы и депутаты, СМИ рассказывали о ней, не жалея мрачных красок. Претензии адресовали Витухину, который оправдывался, перечисляя юридические шаги, выполненные муниципалитетом для исправления ситуации. Ситуация при этом не исправлялась, и концессия не расторгалась. Виновен ли в этом лично Витухин, либо так складывались юридические коллизии — вопрос закономерный, и правоохранительные органы могли задать его ещё несколько лет назад. Но задали лишь сейчас, внезапно насчитав ущерб от действий чиновника для городского бюджета аж на 28 млн рублей.

Сейчас, когда стало ясней ясного, что уголовные проблемы Витухина это всерьёз и надолго, общие знакомые в деловой среде недоумевают — зачем небезнадёжный предприниматель, умевший зарабатывать, в своё время сделал роковой выбор, согласившись перейти на муниципальную службу? Какие амбиции им двигали, почему позволил себя уговорить, вопреки рискам? Но давайте оглянемся и вспомним контекст. На старте карьеры в мэрии Витухин был непотопляемым представителем влиятельной бизнес-группы. На втором сроке Локтя успехи «Сибирского гиганта» закончились, группа пошла к судебным претензиям и конфликтам с контрагентами, помещения стали занимать другие сети, а Манцуров и Кузнецов взялись агрессивно делить бизнес.

Источник ЦДЖ утверждают, что последствия конфликта бывших партнёров откликаются в обстоятельствах, отягощающих уголовное преследование Витухина. К слову, говорят, что для Манцурова, перепробовавшего разные виды коммерческой деятельности, актуальным бизнес-направлением стал FR — Forces Relations, консалтинг в сфере связей с силовиками. Похоже на доходный бизнес, если связи правильные.