ФАС ждёт сговорчивости от нового мэра
Глава новосибирского управления ФАС Дмитрий Сухоплюев посетовал на позицию городских властей, предпочитающих оспаривать в судах предписания ведомства. Но эта практика важна в ситуациях, когда у госорганов нет единого мнения по вопросу.
Позиция антимонопольной службы играет важную роль в вопросах, затрагивающих интересы бизнеса и широкой общественности. Неоднократно ФАС и местные органы власти оказывались в противофазе из-за политических противоречий. Например, в тарифных спорах. В последний год антимонопольщики сыграли заметную и неоднозначную роль в проектах комплексного развития территорий Новосибирска. Из-за позиции ФАС некоторые аукционы, проведённые городом, пошли под отмену. А поскольку практика КРТ только нарабатывается, многие предприниматели и эксперты пришли к выводу, что проекты слишком рискованные.
Руководитель областного управления ФАС Дмитрий Сухоплюев провёл пресс-конференцию, на которой прокомментировал взаимодействие с местными властями. По словам чиновника, работа с областной властью идёт гладко: если ФАС указывает на нарушения, они устраняются без судебных споров. С муниципалитетом иное дело. Решения и предупреждения ФАС, прежде всего, обжалуются в судах. «Это касается всех тем, в том числе КРТ. Вместо того, чтобы оперативно попытаться устранить нарушения, нормализовать ситуацию, расширить круг участников, расселять дома и развивать город, мэрия обжалует решение УФАС, проигрывает в судах, а время идёт и люди ждут. При этом ФАС делают крайней, как будто это мы тормозим развитие города», — цитирует Сухоплюева «ИнфоПро54».
Действительно, подобные упрёки в адрес службы звучали в прошлом году, когда проекты КРТ, предполагающие расселение жителей аварийных домов, уходили на «штрафные круги» после вмешательства ФАС. Проблема в том, что торги, оспоренные антимонопольщиками, предполагали большую предварительную работу с участием бизнес-сообщества, готового и способного вкладывать крупные средства в проекты развития территорий. И непонятно в данном случае, какой путь к расселению жильцов аварийных домов был бы короче — изменять документацию или судиться. Поскольку в процессах, подобных этому, существенные роли есть у разных органов, включая областные и федеральные структуры, ход судебного процесса позволял однозначно определить, какова в данном случае главная линия государства.
В этом контексте интересен приведённый Сухоплюевым пример про снос незаконных построек в Первомайском сквере. Глава УФАС сообщил, что ведомство много лет с ними боролось, а до сноса дело дошло лишь в 2023 году. Действительно, судебные процессы о судьбе зданий шли годами. И до радикального решения вопроса дело дошло лишь тогда, когда образовался полный консенсус государственной вертикали. Без этого «парада планет», обусловившего неизбежность сноса, вопрос до сих пор ходил бы кругами по судам.
Заявления Сухоплюева прозвучали незадолго до выборов нового мэра Новосибирска, и можно предположить, что пресс-конференция — сигнал будущему градоначальнику, чтоб поменьше спорил с ФАС. Глава управления напомнил о недавнем требовании реорганизовать муниципальное предприятие «Метро МиР», которое якобы незаконно совмещает функции органа власти и хозяйствующего субъекта. Если так, то это продолжалось добрые полтора десятка лет, и непонятно, куда антимонопольщики смотрели раньше? «Мы долго принимали решение о выдаче предписания, собирали информацию, анализировали её, консультировались с центральным аппаратом ФАС», — объяснил Сухоплюев. Срок исполнения предписания — май 2024 года. Если нет, ФАС пойдёт в суд. У будущего мэра немного времени для того, чтобы определить курс взаимодействия с регулятором.