Прокуратура раскопала для «Метро МиР» старую статью

Не прошло и четырёх лет, как скандальная история, рассказанная ЦДЖ, стала поводом для уголовного дела о мошенничестве при строительстве коллектора по контракту с МП «Метро МиР». Вскрытую в 2020 году проблему городские власти проигнорировали. В итоге коллектор, планировавшийся ко вводу в 2019-м, до сих пор не введён.

Журналисты сбились считать уголовные дела, возбуждённые за последние полтора года по поводу деятельности «Метро МиР» и бывшего руководителя предприятия Александра Мысика. В конце марта появилось очередное. Прокуратура обнаружила, что при строительстве коллектора в пойме реки Ельцовки подрядчик похитил 56 млн рублей, самовольно изменив проектную документацию в части уменьшения размера железобетонных конструкций. Это привело к провалам основания коллектора.

Коллектор до сих пор не принят на баланс Новосибирска. Сооружение получилось нерабочее. Как тут не вспомнить бывшего мэра Анатолия Локтя, анонсировавшего, что новый коллектор за «Ройял Парком» появится уже в 2019 году? Мэрия решила взять здесь участок реки в саркофаг из-за угрозы обрушения берегов. Общественники и экологи протестовали против выбранного решения. Но мэр поддержал путь, выбранный УЗСПТС (позже переименованное в «Метро МиР»). На сайте мэрии Локоть пообещал, что коллектор сдадут в марте 2019-го.

Сроки играют в этом кейсе важную роль. Контракт на строительство коллектора УЗСПТС заключил с ООО СК «Градопроект» лишь 9 октября 2019 года. Желающих посоперничать за подряд не было из-за жёстких условий: водосбросные камеры №№ 4 и 5 с проходными каналами следовало построить за два месяца, к 10 декабря. Сумма контракта составила 56,499 млн рублей. Львиная доля затрат предполагалась на сложную монолитную конструкцию.

Почти сразу после заключения контракта стороны подписали несколько документов, которые по итогу привели к изменению описания объекта закупки и ведомости объёмов работ. Количество железобетонных свай уменьшилось более чем в два раза, а вместо монолитной конструкции применили «железобетонные прямоугольные звенья – прямоугольные трубы». Предполагалось собрать коллектор из прямоугольных труб длиной 1 метр, высота 2,32 м и ширина 2,64 м, общей длиной 331 метр, уложенных на поле из 326 свай. Изначально в контракте было 650 свай. В связи с новыми параметрами цена контракта тоже изменилась, символически уменьшившись на 40 копеек.

Судя по документам, на коллекторе Ельцовки «Градопроект» справился с задачей. 31 декабря 2019 года Мысик принял результат в полном объёме, судя по актам выполненных работ и справках об их стоимости. Оплата была проведена тремя платёжными поручениями от 29 ноября и 30 декабря. К Новому году подрядчик получил полный расчёт. Что получил город? Уже в мае 2020 года, когда об этом впервые рассказал ЦДЖ, было очевидно, что контракт остался неисполненным. Городские власти тогда предпочли замолчать ситуацию, сделав вид, будто всё идёт по плану. И вот результат — коллектор не сдан по сей день.

Можно предполагать, что при подготовке контракта были умышленно созданы ограничения для потенциальных соискателей. Сговорившись между собой, руководители УЗСПТС и «Градопроекта» могли спланировать изменение условий задним числом. Если бы срок работ был определён в объёме 8 месяцев, интерес к подряду мог быть существенно выше, и муниципалитет получил бы более выгодную цену. Сложно понять, в чём был разумный интерес принимать и оплачивать фактически невыполненные работы. Повторимся, что срок исполнения был всего два месяца.

Добавим, что «Градопроект» это не какое-то случайное предприятие. Компания исправно получала от УЗСПТС контракты на крупные инфраструктурные проекты. В том числе, в комплексе объектов, строившихся к молодёжному чемпионату мира по хоккею. В 2021 году «Градопроект» был переименован в ООО «СпецТрансСтрой». Это название на слуху в связи с удручающе затянутым завершением строительства станции метро «Спортивная», в связи с ремонтом Октябрьского моста и ещё целого ряда муниципальных контрактов. Годами связка «УЗСПТС — «Градопроект» — «Метро МиР» — «СпецТрансСтрой»» окучивала бюджетные средства на крупнейших городских подрядах.

Если б не было вопросов к срокам и качеству, наверное, можно было бы действительно закрывать глаза на странные совпадения, так похожие на системный сговор. Однако проблемы в связи с заменой проектных решений в этих подрядах кажутся системным последовательным подходом. Который наконец-то взялись разматывать правоохранительные органы, либо очнувшиеся от спячки, в которой пребывали несколько лет, либо получившие соответствующую команду.

Другие новости