Общественность заступилась за арестованного министра

На защиту министра ЖКХ Дениса Архипова поднялась профильная общественность. Члены Общественного совета при министерстве попросили председателя Новосибирского областного суда смягчить меру пресечения чиновнику, обвинённому в злоупотреблении полномочиями.

Арест министра стал яркой показательной акцией по итогам встречи заместителя Генерального прокурора РФ Дмитрия Демешина с некими представителями новосибирской общественности 20 марта. Напомним незабываемое: на круглом столе в стенах мэрии высокопоставленный прокурор продемонстрировал молниеносное реагирование на жалобы, чудесным образом синхронизируя распоряжения с арестами. Наиболее скандально выглядело задержание бывшего руководителя департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Константина Васильева. Он открыл дверь дома спецназовцам в масках, которые повалили его лицом в пол, надели наручники и вывели, в чём был, как оказывающего сопротивление разбойника или наркодельца.

На этом фоне спокойное задержание Архипова в министерском кабинете особых эмоций уже не вызвало. А ведь в плане политических последствий это более значимый эпизод. До сих пор действующих министров в Новосибирской области не арестовывали. Тем более, не отправляли в СИЗО. А для Архипова выбрали именно самую жёсткую меру пресечения. Хотя дело возбуждено за злоупотребления полномочиями. Отнюдь не самая жёсткая статья. Будь тут взятка или мошенничество — разговор мог быть другим.

В контексте злоупотребления полномочиями помещение высокопоставленного чиновника под стражу может расцениваться как сигнал. Но кому? Обществу или политическому истеблишменту? У каждой из этих теорий есть своя группа поддержки. Одни считают, что после президентских выборов силовики начали отрабатывать некий «запрос на справедливость», выражая это в знаковых посадках. Другие убеждены, что громкие аресты скорее связаны с грядущими выборами мэра Новосибирска — якобы силовики формируют проблемный фон, выражая тем самым несогласие с определением финалистов кампании. Есть и частно-бытовая гипотеза, утверждающая, будто Демешину понадобился мощный информационный повод навстречу новому назначению. Как на самом деле — никто никогда не признается, но со стороны события выглядят, мягко скажем, необычно.

Напомним, что министра обвиняют в злоупотреблении полномочиями, выразившемся в том, что чиновник не истребовал банковскую гарантию на 220 млн рублей за бывшего регоператора по обращению с отходами «Экологию-Новосибирск», который, по мнению следствия, умышленно не исполнил обязательство перед контрагентом. Таким образом, региональный бюджет недополучил 220 млн рублей — считают в прокуратуре. Отметим, что бюджет ничего и не потерял в данном случае, поскольку не понёс ответственности за не расчёт оператора с перевозчиком.

На заседании суда по выбору меры пресечения Архипов заявил о своей невиновности. Защита министра предсказуемо обжаловала его арест. Редкий случай, когда апелляция сопровождается публичным внепроцессуальным обращением. Председатель Общественного совета при МинЖКХ Александр Обрывко сообщил журналистам, что принято открытое обращение к председателю Новосибирского областного суда Людмиле Симачёвой. «Мы приняли коллегиальное решение обратиться к председателю Новосибирского областного суда для того, чтобы поменяли всё-таки меру пресечения министру, потому что это влияет всё-таки на его деловую репутацию, репутацию министерства», — цитирует «Коммерсант» заявление Обрывко. «Общественный совет, обсудив обвинения в отношении Д. Н. Архипова, озвученные прокуратурой, обращает Ваше внимание на поддержку действий министра арбитражным судом Новосибирской области, а также на отсутствие признаков нанесения ущерба бюджету Новосибирской области», — написано в обращении. Здесь речь о решении по иску компании-перевозчика «Эко-Лайн» к МинЖКХ о бездействии министерства в части истребования у банка гарантии, вынесенном в апреле 2023 года. Суд поддержал министерство, указав, что истребовать гарантию не обязанность, а право, которым в данном случае не воспользовались из-за риска приостановки деятельности регоператора. Но это не первый (и вряд ли последний) случай, когда арбитраж оценивает ситуацию по-своему, а силовики — иначе.

Больше 10 лет прошло с тех пор, как под уголовным преследованием оказался руководитель областного департамента имущества и земельных отношений Роман Шилохвостов. Его кейс был примечателен нестандартной реакцией тогдашнего губернатора Василия Юрченко, публично критиковавшего силовиков за претензии к подчинённому. Обычно комментарии к действиям правоохранителей для государевых людей это табу. Общественный совет при министерстве — это, конечно же, не госорган. Но вполне официальная структура. Публичное внепроцессуальное обращение насчёт участи Архипова — по нынешним временам смелый шаг. И можно было бы смело ванговать, что реакции на него не будет. Если не изменятся обстоятельства и не понадобится дать новый сигнал посредством смягчения меры для министра.

Другие новости