Невесёлые молочники хотят национализировать актив PepsiCo
Опыты госструктур в пересмотре итогов приватизации дают заразительный пример бизнесу. Новосибирские производители молока намерены поставить вопрос о национализации завода «Сибирское молоко», принадлежащего PepsiCo. Дальше таких инициатив будет больше.
В сентябре 2023 года президент Владимир Путин на Восточном экономическом форуме говорил, что деприватизации в России не будет. Поводом для обсуждения этой темы стали десятки исков, поданных Генеральной прокуратурой РФ о возврате в госсобственность крупных предприятий разного профиля, расположенных в разных регионах страны. Акцент на отличиях здесь важен потому, что некогда бытовала конспирологическая версия — будто бы прокуратура нацелена на деприватизацию то ли отдельных отраслей, то ли ещё каких-то избранных групп активов. Но развитие практики показывает, что какую-то системность найти здесь сложно.
Как и всегда в подобных случаях, Путин на ВЭФ сказал, что решений о деприватизации нет, кошмарить бизнес не нужно, главное, чтоб предприниматели соблюдали закон. Присутствовавший в зале генпрокурор Игорь Краснов покивал головой в знак согласия. Насчёт того, как правильно российскому бизнесу соблюдать законодательство рассуждать не будем. После ВЭФ ничего не изменилось. Генпрокуратура продолжила инициировать пересмотр итогов приватизации разных компаний без оглядки на то, как такие действия отражаются на инвестиционном климате.
Серийные опыты прокуроров с отъёмом частных активов не могли не вдохновить подражателей. За примером далеко ходить не надо — в Новосибирске некоторые оппозиционные политики уже попытались оседлать тему национализации городской энергосистемы. За политиками потянулся частный бизнес. Невесёлые молочники из объединения «Союзмолоко.Сибирь» намерены обратиться к властям с предложением национализировать последнего новосибирского промышленного переработчика. «С момента покупки новосибирского завода «Сибирское молоко» компанией PepsiCo мощность переработки сырого молока сократилась в пять раз — с 500 до 100 т в сутки. Завод на все обращения фермеров отвечает, что в сырье не нуждается. Производителям приходится возить молоко в Кемеровскую область и Алтайский край», — сообщил изданию «Коммерсант-Сибирь» председатель правления «Союзмолоко.Сибирь» Игорь Елисеенко.
До конца нулевых в Новосибирске было три промышленные площадки по переработке молока. Две из них — территории «Новосибирского гормолзавода» и молкомбината «Альбумин» — ныне застроены жильём. «Сибирское молоко» остаётся в собственности глобального бренда, пока ещё работающего на российском рынке. PepsiCo единственный крупный западный инвестор, сохранивший в силе планы по развитию новых мощностей в Новосибирской области после начала Специальной военной операции (речь про завод по производству картофельных чипсов в Промышленно-логистическом парке возле Толмачёво).
Об инициативе по национализации предприятия стало известно по итогам «Сибирского молочного форума». Участники обсуждали амбивалентные тренды: в молочном животноводстве поголовье сокращается, а надои растут. Многие предприятия разоряются, и, в то же время, в отрасль приходят новые инвесторы. Ещё бы, ведь, по данным областного Минсельхоза рентабельность в отрасли выше 30%! Тренды говорят о росте эффективности производства в молочной отрасли. Правительство готово поддерживать запуск проектов от 1000 голов крупного рогатого скота. Но в условиях дефицита перерабатывающих мощностей наращивать производство молока смысла мало.
Не будем обсуждать вопрос, может ли решить проблему национализация «Сибирского молока». Сейчас важней сам прецедент, когда одно звено производственной цепочки просит государство решить свою проблему за счёт другого звена. В советские времена все звенья управлялись государственной рукой. Результаты известны, но на волне ресантимента многим хочется искать решение сегодняшних проблем в позавчерашнем дне. С такой тенденцией число инициатив по национализации будет прирастать. Ждём, когда этот инструмент опробуют в корпоративных конфликтах.