Охота за китайским автопромом

Призрак китайского автопрома вновь будоражит новосибирских стейкхолдеров, радеющих за инвестиционную привлекательность региона. На фоне новостей из Санкт-Петербурга, где срывается российско-китайский проект по выпуску «Аурусов», лучше не спешить обольщаться.

Американские санкции против Газпромбанка стали ощутимым напоминанием о том, на сколько болезненный этот инструмент, даже когда чувствительность к нему уже вроде бы притупилась. Вероятно, во времени сошлись несколько неблагоприятных факторов. Тут и задранная до рекордных величин ключевая ставка ЦБ, и покатившийся под откос курс рубля. Как бы то ни было, пессимистичные настроения насчёт экономики в моменте усилились. Как раз очень пригодились бы реальные информационные поводы, свидетельствующие в пользу отсутствия экономической изоляции, например, совместные инвестиционные проекты с Китаем, с которым, как известно, с недавних пор идёт сотрудничество без границ. И вроде бы даже есть о чем поговорить.

В Новосибирске состоялся форум «ГлобалСибЭкспо-Китай 2024», из названия которого более-менее понятно, про что это было и зачем. В кулуарах площадки председатель Российско-азиатского союза промышленников и предпринимателей (не путать с РСПП, это другое) Виталий Манкевич сообщил корреспонденту «Интерфакса» про возможность реализации автопроизводительного проекта в Новосибирской области. «Сейчас идёт обсуждение создания завода одной китайской автомобильной компании совместно с «Ростехом»», — заявил Манкевич.

Звучит как пересказ федеральной новости, появившейся 8 ноября на ленте «Интерфакса» по итогам визита главы госкорпорации Сергея Чемезова в Китай. «Недавно вернулись из командировки из Китая, были там на заводе крупной автомобилестроительной компании. Очень передовое производство - больше тысячи роботов и почти ни одного человека в цехах. Мы с ними договорились, что постараемся построить такой же завод где-нибудь у нас, может быть в Подмосковье или в Сибири... Они готовы нам помочь», — сообщил Чемезов журналистам.

Вроде совсем ни о чём. Но тогда же, в начале ноября министр экономического развития Новосибирской области Лев Решетников, будто бы о чём-то всё же зная, говорил о возможностях разместить китайский автомобильный завод на территории одного из местных индустриальных парков или в особой экономической зоне. Здесь явно подразумевается ОЭЗ, создаваемая возле Промышленно-логистического парка в Толмачево по инициативе московских инвесторов, строящих в ПЛП транспортно-логистический центр «Сибирский». Объект должен стать одним из крупнейших перевалочных пунктов для контейнерных грузов внутри страны. А «родство» с ОЭЗ, подразумевающей таможенные и налоговые преференции, подсказывает о заинтересованности в стабильном зарубежном грузовом трафике. Например, о снабжении постоянно действующего производства.

Уже прошлой зимой в областных кабинетах говорили о намерениях разместить в ОЭЗ возле Толмачево цеха по сборке китайских автомобилей. Прошел почти год. Разговоры продолжаются. Конкретики по-прежнему нет. Китайский бизнес своеобразен и непредсказуем, торопить инвесторов из Поднебесной не принято. Даже сказав «да», они всегда могут развернуть оглобли, как показал проект в Шушарах.

В поселке под Санкт-Петербургом затеяли перезапуск автозавода, брошенного «Тойотой» после начала специальной военной операции. В конце весны 2024 года федеральные власти объявили о передаче предприятия российскому автопроизводителю класса «люкс» Aurus. Предполагалось, что заводской конвейер будет переоборудован совместно со специалистами китайского автоконцерна FAW. Вы видели грузовики этой марки на дорогах Новосибирска. У концерна есть малоизвестный для нас суббренд Hongqi, выпускающий премиальные автомобили. В Шушарах предполагалось реализовать совместный российско-китайский проект в формате ««Москвич» для богатых»: наладить серийный выпуск седана Hongqi H9 и продавать его под маркой Aurus.

Дело было на мази. В рамках ПМЭФ-2024 было подписано пафосное соглашение о развитии кластера премиального машиностроения в Шушарах. До конца года предполагалось развернуть производство, в 2025-м запустить серийный выпуск. Но в конце ноября стало известно, что китайцы слились из проекта. Основная версия демарша — напугались вторичных санкций.

Надо ли, в связи с этим заживо хоронить мечты о китайском автопроме на новосибирской земле? Необходимости нет, всегда можно надеяться на лучшее. Главное, чтоб без самообмана. И без напрасного резервирования площадок. Губернатор Андрей Травников справедливо отмечал, что земля вокруг Новосибирска пользуется стабильно высоким спросом инвесторов. Нет смысла морозить её годами под проекты, писаные китайской палочкой на молочном улуне.

Другие новости