Туристический налог — история не про туризм

Горсовет Новосибирска воспользовался возможностью ввести туристический налог для приезжих. Спорить о сути этой инновации бессмысленно, поскольку в основе отнюдь не забота об инфраструктуре, а скрытая возможность увеличить добавленную стоимость в пользу государства.

Внимательные читатели обратили внимание, что с недавних пор рекламные сообщения в СМИ и блогах сопровождаются какими-то аббревиатурами и ссылками. По требованию федеральных законодателей, информационные площадки обязаны маркировать рекламу специальными электронными токенами. Зачем — совершенно непонятно, читателю или зрителю от такого решения никакой пользы, неочевидна она и для государства. Говорят, в сфере рекламы теперь стало больше порядка, что весьма сомнительно. Нет лишь сомнений, что появился новый вид заработка — операторы рекламных данных, присваивающие токены, стараниями государства получили совершенно неожиданный и стабильный источник доходов.

Такими же стараниями государства зарабатывают компании, эксклюзивно участвующие в обязательной маркировке продуктов. Конечному потребителю от этого одно неудобство — на кассе молоко или воду пробивать теперь в два раза дольше, а цена стала выше, потому что производитель, конечно же, зашивает расходы на маркировку в себестоимость. Но кто-то очень нужный извлекает из маркировки стабильный доход. Которым, вероятно, делится с кем-то важным. Поэтому нет сомнений, что в нынешнем нарративе количество товаров, подлежащих обязательной маркировке, будет только расти. Следом придумают, как бы дополнительно обложить услуги.

Возможность вводить туристический налог тоже сродни маркировке. Заботами федеральных законодателей города получили шанс пополнить доходы за счёт приезжих. Формально внутренний туризм действительно развивается со времён пандемии. Фактически же подлинно туристических городов в России немного. 

Ряд местных чиновников пытаются прославлять Новосибирск как туристическую столицу Сибири, но, как неоднократно указывал ЦДЖ, есть стойкое ощущение, что впечатляющие показатели оборота приезжих обеспечиваются в значительной степени за счёт транзитных пассажиров и командированных. Последним и предстоит насладиться туристическим духом Новосибирска, доплачивая за статус 1-5% к счету за проживание. Минимум 100 рублей за сутки.

Теоретически собранные таким образом деньги (порядка 200 млн рублей в год) должны тратиться на развитие туристической же инфраструктуры. Но по факту в бюджете такие поступления никак не «окрашены», и могут тратиться на любые статьи. Начальник департамента финансов и налоговой политики мэрии Александр Веселков на сессии горсовета 30 октября заявил, что средства будут тратиться «на туристические маршруты и увеличение красоты города». Согласитесь, весьма расплывчатые понятия. Красота ведь не грудь, увеличивать можно по-разному.

Рассматривая инициативу до сессии, комиссия горсовета по научно-производственному развитию и предпринимательству горсовета не поддержала туристический налог. За проголосовал только председатель комиссии Андрей Любавский, а его коллеги воздержались из-за большого количества вопросов. Впрочем, у экспертов ЦДЖ изначально не было сомнений, что на сессии проект будет поддержан.

Сомневающиеся депутаты прислушивались к мнению отельеров, рестораторов и деятелей туриндустрии, рассуждавших, что введение налога может отрицательно сказаться на потоке приезжих. А с чего так думать? Неужели некий турист предпочтёт условный Барнаул из-за разницы в стоимости номера на несколько сотен рублей? В Новосибирске ценники и без того выше всех. Кроме того, в мэриях других городов дураков нет, и туристический налог, скорее всего, появится повсеместно. Ждём новых инициатив законодателей для пополнения худеющих бюджетов.

Другие новости