Недоступные 4 миллиарда для «ВИС»
Новый раунд заочного обмена претензиями между областным Минтрансом и Группой «ВИС» по поводу финансирования Центрального моста заставляет усомниться в том, что объект удастся достроить в 2025 году.
Концессионер делает вид, будто строит. Минтранс делает вид, будто финансирует. В правительстве делают вид, будто ничего особого на стройке Центрального моста не происходит. Даже в Законодательном собрании уже перестали бузить насчёт условий спорного проекта. Только горожанам остаётся удивляться, как же так сложилось, что крупный инфраструктурный объект, провоцирующий ежедневные пробки на обоих берегах Оби, остаётся будто бы предоставленный сам себе?
Больше года идут споры между концедентом и концессионером: министерство транспорта взялось стопорить платежи, добиваясь от «ВИС» выполнения проектных решений. Концессионер, в свою очередь, доказывал, что внесённые изменения были продиктованы жизнью из-за огреха в предоставленной чиновниками проектной документации. Обыденный сюжет почти всех крупных госконтрактов. В случае с мостом нашла коса на камень. «ВИС» даже было сворачивал работы, добиваясь финансирования. Явно из-за политических соображений был найден вышеописанный компромисс: делать вид, будто процесс как-то идёт. «Как-то» вылилось в продление срока ввода моста и развязок до конца 2025 года. Похоже, и это не предел.
Комментарий Минтранса о текущих и плановых расходах на мост вызвал новую перепалку. В министерстве сообщили, что, по соглашению с Федеральным дорожным агентством, в 2024 году на объект выделили 737,32 млн рублей, а остаток в 1,24 млрд запланирован законом о бюджете на 2024 и плановый период 2025-2026 годов. То есть, эти деньги концессионер сможет увидеть когда-то в будущем.
В ответ на этот комментарий «ВИС» распространила релиз о нарушении Минтрансом условий концессии, выразившееся в непредоставлении полного объёма финансирования в 2022-2023 годах. «Выделение в 2024 году 727,32 млн руб. в феврале и 460 млн руб. в мае при наличии факта длящейся задолженности в 5,2 млрд руб. не стимулировали темпы строительства, а позволили лишь в пределах указанных сумм осуществить заказ материалов, частично оплатить и авансировать некоторые работы, выполненные весной и в начале лета текущего года», — гласит пресс-релиз.
Не первый раз концессионер заявляет о собственных «сверхрасходах» на реализацию проекта. «Инвестиции составили 5,4 млрд руб., ещё на 2 млрд руб. профинансирована операционная деятельность, включающая арендные, страховые и другие платежи. За текущий строительный сезон на финансирование стройки Группа «ВИС» дополнительно направила более 1 млрд руб. собственных средств сверх обязательств по концессии, обеспечивая оплату работ субподрядных организаций, своевременную выплату заработной платы рабочим и персоналу, занятым на строительстве», — сказано в сообщении «ВИС».
В Группе считают свои финансовые обязательства выполненными с декабря 2023 года, как известно, именно тогда ожидался ввод моста с развязками. Однако срок перешёл сначала в 2024 год, а теперь и в следующий. Перспективы по-прежнему непонятны, раз уж «ВИС» утверждает: «На сегодняшний день недоступными для финансирования оставшихся работ остаются 4 млрд руб.». Серьёзная сумма. Существенно больше той, что предоставил Минтранс в 2024-м. Отсюда вопрос — смогут ли поспеть с мостом и развязками к следующему году? Либо этот вопрос станет политическим, либо останется риторическим.