На контроль теплосетей подняли авиацию
С воздуха и под землёй — в нынешнем сезоне энергетики активно используют разнообразные технологии для наблюдения за состоянием трубопроводов. Относительно тёплая осень позволила более тщательно подготовиться к морозам, которые станут главным экзаменом для новосибирской энергосистемы.
Беспрецедентная для последних десятилетий по стоимости и масштабу летняя программа «Новосибирской теплосетевой компании» фактически ещё не завершена, несмотря на старт отопительного сезона. Модернизационные мероприятия на трубопроводах позади, а ремонты продолжаются, в том числе по вновь выявляемым дефектам. В нынешнем сезоне ООО «НТСК» намерена использовать вертолёт для наблюдения за трубопроводами. Такая техника используется не впервые, но более масштабно, чем раньше.
Прошлой осенью жители некоторых районов недоумевали по поводу регулярного шума от лопастей в темное время суток. Как выяснилось, таким образом ведутся тепловизионные обследования с воздуха. В нынешнем сезоне энергетики также просят горожан проявить немного терпения. С борта Ми-8 предполагается изучить территории Ленинского, Кировского, Центрального, Железнодорожного, Октябрьского, Заельцовского, Калининского, Дзержинского и Первомайского районов.
«В этом году тепловизионным обследованием охватим левый и правый берега Новосибирска — всего 205 квадратных километров. Специалисты приступят к работе при установлении температуры воздуха ниже +5 градусов и благоприятном для проведения тепловой аэросъёмки прогнозе погоды. Кроме технических ограничений учитываем и расписание аэропорта «Толмачево», чтобы не мешать самолетам», — комментирует заместитель начальника службы контроля и антикоррозийной защиты теплосетей НТСК Роман Сыщиков.
Мне сверху видно всё, ты так и знай — как в известной советской песне, тепловизионная аэросъёмка позволяет оперативно находить дефекты на теплосетях, требующие скорейшего устранения. В Новосибирске почти 2,7 тысячи километров теплотрасс. Обзор с воздуха — это наиболее эффективный метод мониторинга состояния трубопроводов. «Разлив» сразу виден. Но работает вертолётный метод лишь когда отопительный сезон уже стартовал, а температура на улице стремится к нулю.
Тепловизор работает на контрасте температур и замеряет степень нагрева поверхности объектов. Горячий теплоноситель хорошо виден сверху. Вины точки повреждения коммуникаций подземной прокладки, нарушения изоляции, места затопления сетей. Далее информация передаётся наземным службам для устранения дефектов.
ЦДЖ рассказывал, что летом энергетики впервые использовали масштабное исследование трубопроводов с помощью специального робота. Тепловизор с вертолёта эффективен в холодное время, а робот, путешествующий внутри коммуникаций, может использоваться лишь до старта отопительного сезона. В рамках летней программы НТСК обследовала с помощью робота 35 км трубопроводов, из которых 25 пришлись на Левобережье — наиболее проблемную территорию. Благодаря «находкам» робота объём замены изношенных теплосетей увеличили на 2 километра сверх плана.
Ещё 9,4 км теплосетей накануне старта сезона были обследованы с использованием системы телеметрии, что помогло выявить 44 сквозных дефекта. 33,4 километра труб было проверено иным оборудованием по поиску утечек. Почти каждая проверка выявляет дефекты разной степени скрытности, что добавляет энергетикам текущих ремонтных задач. Но лучше сейчас, чем в зимнюю стужу.