Уголовные хроники новосибирских застройщиков

В резонансных уголовных делах против новосибирских девелоперов новые повороты. Кирилла Ивантеева отпустили из СИЗО. Судимый за мошенничество Иван Сидоренко просится в потерпевшие по делу против Михаила Обласова. Причём тут Владислав Крючков?

Верными оказались прогнозы экспертов, предсказавших в августе 2022 года, что арест председателя совета директоров корпорации «Ёлка» Кирилла Ивантеева не скажется отрицательно на строительных проектах компании. Во всяком случае, нет внешних оснований считать, что дела принципиально разладились. Может, сказывается общий фон в строительной сфере, несколько утративший пафос и самоуверенность после осеннего спада. Относительно «средней по больнице» температуре, исключение Ивантеева из управления бизнесом на полгода пока остаётся без существенных последствий для бизнеса, коль скоро уголовное дело против девелопера действительно не касается деятельности «Ёлки».

Напомним, что руководителя «Ёлки» арестовали одновременно с бывшим главой ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Новосибирской области» Александром Захарьяном. Последний вскоре оказался под домашним арестом, а девелопера оставили в СИЗО. Дело возбудили по факту мошенничества на 37 млн рублей в связи с контрактом на аренду помещения для госэкспертизы, заключенном ещё в 2014 году. Ивантеев, как руководитель компании «Департамент недвижимого имущества», подыскал подходящие площади. Контракт прошёл необходимые для госорганизаций согласования.

Что побудило силовиков вернуться к давней истории — непонятно. Ряд экспертов объясняли арест Ивантеева сигналом для мэра Новосибирска Анатолия Локтя: акционера «Ёлки» называли одним из возможных спонсоров градоначальника, если последний соберётся бороться за губернаторское кресло. Но политический сценарий выглядит маловероятным. Более убедительно, что неравнодушного к гламуру и светской жизни бизнесмена посадили в СИЗО, чтобы принудить, таким образом, дать нужные следствию показания. Было мнение, что в деле могут появиться новые фигуранты, имевшие отношение к контракту.

Так это или нет — станет известно в скором времени. В феврале Ивантееву смягчили меру пресечения. Девелопер отправился под домашний арест. В плане личного комфорта по сравнению с СИЗО это небо и земля. В плане возможностей для ведения бизнеса и общения с внешним миром разница непринципиальная. Впрочем, с момента возбуждения дела Ивантеев и его адвокаты избегали общения с прессой: общественное мнение вокруг истории формировалось органически, без индивидуальных особенностей. Кейс стал одним из череды громких дел против девелоперов, добавив страницу в легенду о целенаправленном интересе силовиков к строительной отрасли.

Такая точка зрения сформировалась в 2022 году в связи с несколькими громкими арестами. В апреле исполнится год с задержания Михаила Обласова и его партнёра Николая Вдова. Их обвинили в мошенничестве с земельным участком площадью более 150 га на территории Заельцовского и Калининского районов. Мэрия выделила землю под садоводство, а в итоге её перепродали под девелопмент. Ущерб для бюджета мэрия поначалу насчитала в размере 383 млн рублей.

Обласов и Вдов оказались в СИЗО. Чтобы выбраться на свободу, бизнесмены выбрали разные стратегии. В декабре Вдова отпустили под подписку о невыезде после заключения сделки со следствием. Дело в его отношении выделено в отдельное производство и направлено в суд. Обласова из СИЗО не отпускают, хотя расследование в его отношении уже тоже завершено и обвиняемый знакомится с материалами дела.

Участок, о котором речь в деле против Обласова и Вдова, в конечном счёте достался строительной компании «Энергомонтаж» через вторые руки — продавцом выступила компания Владислава Крючкова, ещё одного преследуемого новосибирского застройщика, который с 2018 года находится в розыске по обвинению в мошенничестве и легализации средств. Дело против Крючкова связывали с его конфликтом с Обласовым, давним партнёром. Обласов эту взаимосвязь отрицал. Чуть позже некоторые силовые структуры начали проявлять последовательный интерес к контрагентам и партнёрам Обласова. В том числе, к Вдову.

Если сделка с муниципальной землёй наносит ущерб бюджету, логичный сценарий — возврат участка под контроль мэрии с возможностью реализации в законном русле. Чтобы сохранить права на землю, купленную у Крючкова, «Энергомонтаж» решил закрыть ущерб по делу против Обласова и Вдова. В конце сентября компания перевела мэрии Новосибирска 396 млн рублей. Есть основания считать, что строители переплатили. В уголовном деле размер ущерба к тому моменту уменьшился после проведённой экспертизы до 80 млн рублей. Но путаницы в моменте хватало — к тому времени в середине сентября гендиректор «Энергомонтажа», депутат Законодательного собрания Иван Сидоренко сам стал обвиняемым в мошенничестве.

Уголовное дело против застройщика возбудили по факту махинаций с другим участком земли, насчитав ущерб в размере 160 млн рублей. Сидоренко признал вину, погасил ущерб, отправился под домашний арест и остаётся под ограничением этой мерой до сих пор, хотя дело с декабря слушается в суде. Возможно, для него это не конец истории. В деле Обласова «Энергомонтаж», тем временем, стал гражданским истцом, надеясь отсудить деньги, заплаченные мэрии в качестве компенсации ущерба. Сидоренко ходатайствует о включении в число потерпевших. Хотя по логике кажется, что отсуживать деньги нужно у Крючкова, компания которого получила ещё в 2014 году 370 млн рублей за участок, ставший в 2022-м предметом уголовного разбирательства. Но, может быть, кто-то сознательно запускает сценарий именно таким образом, чтобы достичь неочевидных целей.