Красивые остановки вместо «умных» — неглупая идея

Мэрия Новосибирска отказывается от новых попыток разыграть концессию на обновление остановок общественного транспорта. Проект попробуют деконсолидировать, повернув лицом к интересам малого бизнеса.

250 остановок на главных улицах города планировалось обновить в рамках подготовки «гостевых маршрутов» перед молодёжным чемпионатом мира по хоккею. В начале 2021 года начальник департамента промышленности, инноваций и предпринимательства Александр Люлько получил неудовлетворительную оценку от депутатов, в том числе, из-за затягивания конкурса на концессию по остановкам. Чиновнику пришлось уйти в отставку. Его сменщик Виталий Витухин подготовил новый конкурс, завершение которого совпало с началом специальной военной операции на Украине. К тому времени количество остановок в проекте концессии уменьшилось, а концепция «умные» сменилась на «комфортные». Из-за перемен в экономике конкурс продлевали до конца лета. Теперь чиновникам пришлось констатировать: на обновлённую концессию желающих снова не нашлось.

ЦДЖ задавался вопросом: ответит ли кто-то в мэрии за новый провал масштабной инициативы? Судя по развитию событий, решено обойтись без виноватых. Витухин в комментариях уверяет, что конкурс до последнего продлевали по просьбе предпринимателей, которые якобы хотели заявиться на концессию, но всё же передумали. Теперь департамент инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства предлагает бизнесменам принципиально другой подход — через инвестдоговоры по отдельным объектам.

Немаловажно, что вновь меняется концепция проекта: уже не претендуя на «умную» начинку, мэрия согласна довольствоваться красивыми остановками. На фоне обструкции концессионных конкурсов сделать ставку на эстетику выглядит разумным решением. В конце концов, избавить улицы от старого хлама и было первоначальной задачей, усложнившейся на пути к реализации.

Важней того смена подхода чиновников. Если ранее мэрия искала крупного партнёра, способного взять ответственность за более чем 200 остановок разом, то теперь чиновники раскрыли объятия малому бизнесу: предпринимателям предлагают через механизм инвестдоговора оснастить три остановки одинаковыми навесами для пассажиров и за это получить право дополнить одну остановку павильоном площадью 18 квадратных метров для коммерческого использования. Идею эту Витухин продвигает уже несколько месяцев. Сначала её представляли как дополнение к концессии, теперь она стала единственной альтернативой.

На предварительных переговорах предприниматели всё равно артачатся, ссылаясь на невыгодность подхода. Чиновники предлагали обсуждать подвижки — одну остановку с павильоном за 1,5 без, или даже 1 к 1. При этом Витухин намекает, что вскоре эти павильоны могут стать единственным форматом существования киосков на городских улицах, но это ещё бабушка надвое сказала. Между мэрией и предпринимательским объединениями идёт давний спор по поводу права на существование киосков, и федеральные органы здесь не обещают городским властям однозначной поддержки.

Интересно, что до сих пор в решении подобных вопросов власти стремились к консолидации рынка. Иметь дело с одним или несколькими крупными контрагентами удобней, чем с сотнями мелких. Такая тенденция с начала «нулевых» была характерна для всей вертикали власти. Первая попытка в современной истории Новосибирска обновить и привести к однообразию остановки общественного транспорта вылилась в монополизацию сферы единственным игроком — компанией «Авеню», империя которой распалась из-за ограничений на торговлю алкоголем через киоски.

Преимущества консолидации в том, что один игрок меняет разом все остановки, приводя их к единому внешнему облику. Деконсолидация даёт возможности малому бизнесу остаться в деле. Через инвестдоговоры чиновники могут добиться от предпринимателей соблюдения единого внешнего облика и стандартов. В общей сложности в Новосибирске 2000 остановок. Малому бизнесу есть, где проявить себя. Загвоздка в том, что одни остановки будут более востребованы для инвестиций, чем другие. Как тут обеспечить комплексное решение задачи — вопрос непростой. Впрочем, ответственность тоже никакая. Пока развитие событий говорит, что эксперименты с попытками обновить новосибирские остановки могут продолжаться годами и достаться в наследство следующему руководству города.

Другие новости