Что стоит за камбэком Конюка на пост главы Убинки

В истории вокруг главы Убинского района Олега Конюка силовики и областные власти пошли на принцип: одни продавили обвинительный приговор чиновнику, другие решили сохранить популярного руководителя на посту, несмотря на репутационные риски.

Вторую неделю политики в Новосибирске и Москве шумят насчёт событий в Убинке: депутаты районного Совета вновь назначили главой района Олега Конюка, досрочно покинувшего эту должность в июне, после того, как в отношении него вступил в силу приговор о незаконной охоте на лосей. Статья уголовная. В нынешней российской практике судимость обычно подразумевает крест на карьере в органах власти. Как же так вышло, что кейс Конюка стал исключением? Из Новосибирска убинская история выглядит странно, из Москвы — тем более. Депутат Государственной Думы Александр Хинштейн сообщил в соцсетях о намерении обратиться к губернатору Андрею Травникову и Генеральному прокурору Игорю Краснову по поводу возвращения осужденного чиновника на пост главы. В пресс-службе областного правительства скупо прокомментировали: оснований для отстранения Конюка от участия внеочередных выборов главы не было.

Вне поля зрения новосибирских и (тем более) московских наблюдателей остались несколько моментов, объясняющих подоплёку происходящего. Обратим взор на Кольцово. Николай Красников возглавляет администрацию наукограда с 1991 года, неизменно выигрывая прямые выборы и оставаясь одним из самых популярных чиновников региона. Его карьера могла прерваться в середине нулевых: в 2009 году против мэра Кольцово возбудили уголовное дело по поводу злоупотребления полномочиями и служебном подлоге. Несколько раз дело пытались передать в суд, но безуспешно. В 2012 году уголовное преследование было признано незаконным, Красникову присудили компенсацию ущерба. Но даже на этой стадии Следственный комитет продолжал махать кулаками, пытаясь возобновить расследование, а впоследствии обжалуя решение о незаконности собственных действий.

Поднимите архивы — в ту пору СМИ много писали про крайнюю сомнительность претензий к Красникову. Тем не менее, силовые структуры работали по мэру очень целеустремлённо. Движущая сила дела была не в СК, а в областном управлении ФСБ. Итогом уголовной истории стал тихий уход из спецслужбы двух сотрудников, увлечённо преследовавших мэра Кольцово. Это очень нетипичный исход. В большинстве случаев силовики выигрывают.

Уголовное дело о незаконной охоте — третье в бэкграунде Конюка, с 2010 года возглавляющего Убинский район. В 2018-м чиновника обвинили в превышении полномочий, но он был оправдан в связи с истечением срока давности. В 2019-м было дело по поводу незаконного приобретения и хранения боеприпасов (окончилось штрафом). По делу о незаконной охоте на лосей в первом рассмотрении в декабре 2020 года Конюк и ещё несколько обвиняемых были оправданы. Прокуратура обжаловала приговор. Областной суд отправил дело на новое рассмотрение. Собственно, новых обстоятельств в процессе не вскрылось. Однако со второго раза суд в декабре 2021-го включил Конюка в число виновных. В мае областной суд оставил апелляцию Конюка без удовлетворения, вердикт вступил в силу и чиновник вынужденно покинул пост.

Конюка оштрафовали на 800 тысяч рублей и запретили два года заниматься любой деятельностью, связанной с охотой. Иных ограничений в приговоре нет. Поэтому Конюк спокойно заявился на внеочередные выборы главы и выиграл их. Руководителя района выбирают на сессии райсовета. В данном случае это было не просто открытое голосование: 23 августа на сессии каждый депутат выступил с обоснованием позиции, почему он голосует за Конюка. Решение было единогласным.

Социология областного правительства показывает, что уровень доверия к Конюку в районе превышает 80%. Это один из самых популярных сельских глав региона. Из областной столицы плохо видно, что убинцы, среди которых превалируют охотники и рыболовы, активно поддерживают главу в противостоянии с силовиками. Конюк известен, как опытный охотник, и люди считают, что дело было возбуждено и дотянуто до обвинительного приговора из-за неких конъюнктурных соображений.

По всей видимости, такой же точки зрения придерживается областное руководство, обеспокоенное, что смена главы могла бы привести к резкому росту недовольства местных жителей. Конюк на хорошем счету, поскольку при нём в Убинке произошли объективные перемены в лучшую сторону. Чиновник вроде как сам заявился на выборы и выиграл их, но понятно, что без одобрения губернатора не решился бы на этот шаг. Очевидно, Травников принял принципиальное решение поддержать Конюка. Главы других районов оценят этот жест, что особенно важно с точки зрения тимбилдинга в преддверии губернаторских выборов-2023.

Корпоративная культура региональной власти предполагает поддержку глав, попавших под прессинг силовиков, если речь не о коррупции, не о корыстных преступлениях. Чиновники, лишившиеся постов из-за уголовных дел, могут вернуться на службу, не претендуя на руководящие должности. История с Конюком выглядит рискованным исключением. Тему возвращения на пост главы осуждённого взялись раскачивать коммунисты, увидевшие шанс взять реванш за дело члена КПРФ Валерия Рашкина, лишившегося мандата Госдумы из-за дела о незаконной охоте на лося. Важный вопрос — успокоятся ли те, кто добивался приговора для Конюка: чиновник намерен обжаловать вердикт в кассационной инстанции, и не исключено, что дело уйдёт на очередное новое рассмотрение.

Другие новости