Травников синхронизирует контроль с силовиками

Губернатор Новосибирской области рассчитывает на поддержку правоохранительных структур в ужесточении контроля за дорожным ремонтом. Тем временем прокуратура взяла под наблюдение ситуацию на строительстве ЛДС в левобережье.

Вопросы контроля за подрядчиками в дорожной отрасли Андрей Травников ставит острей из года в год. Логика ужесточения понятна, поскольку проблемы сохраняются в объёмах, очевидных для новосибирцев. Особенно неприятны ситуации, в которых вполне свежий ремонт приходит в негодность уже в следующем сезоне. В предыдущие годы губернатор добивался от областных и муниципальных профильных структур активной работы по проверке гарантийных обязательств подрядчиков. Чиновники взялись заставлять дорожников устранять проявившиеся дефекты. Но тут проявилась ещё одна проблема.

Обычно первые лица власти контролируют дорожные работы непосредственно на объектах. Там наглядно представлены контуры будущих изменений, да и для операторов с фотографами картинка выигрышней. На прошлой неделе глава региона изменил традиционному подходу к объездам дорожных строек, отправившись на заводы по производству асфальтобетона компаний «Новосибирскавтодор» и «ДорСтройФлот». «Картинка» здесь менее фотогеничная. Тем не менее, АБЗ это основа дорожного ремонта и строительства. От качества асфальтобетонной смеси зависит долговечность покрытия. Травников продемонстрировал, что уделяет этому аспекту повышенное внимание.

«Надо признать, мы получили результат, по цифрам видно, насколько стал более жёстким гарантийный контроль со стороны заказчиков. Теперь важно добиться, чтобы таких дефектов, гарантийных случаев стало меньше. В конце концов, это главная цель: чтобы дороги стояли, а не постоянно ремонтировались», — заявил губернатор в ходе визита на АБЗ. На областном уровне представители заказчика проверяют качество приёмки инертных материалов. В том числе, выезжая непосредственно на карьеры. Наиболее суровая система выстроена Росавтодором. «Это жёсткий последовательный контроль применения новых технологий на федеральных дорогах. Фирм-однодневок, желающих поучаствовать в конкурсах, аукционах, там намного меньше, чем на региональных дорогах», — заявил Травников, отметив, что на объектах Территориального управления автодорог случайных подрядчиков тоже становится меньше.

По словам губернатора, следующий этап — добиться, чтобы такой же уровень качества и уровень контроля был и на всех муниципальных дорогах. «Чтобы было меньше неприятных случаев, когда сотрудники контролирующих организаций, инспекторы заказчика попадались на подписании «левых» актов, на взятках. Чтобы у всех было осознание — и у заказчика, и подрядчика, у поставщика материалов: этим заниматься бесполезно, система контроля очень жёсткая, она обеспечит прослеживание технологий на всех этапах», — заявил Травников.

Глава региона предложил взять на вооружение технику расследований дефектов, вскрывшихся на дорогах до истечения гарантийных сроков. «Необходимо, чтобы заказчик участвовал в расследовании гарантийных случаев: не просто добился, чтобы дефект был устранён, а вместе с подрядчиком выяснил – в чём была причина этого дефекта, на каком этапе контроль дал сбой, что привело к нарушению параметров покрытия. Поднять документы входного, промежуточного, итогового контроля, кто проверял, какие были результаты», — приказал Травников.

Место и время для таких новаций было выбрано не случайно. Современные АБЗ располагают собственными лабораториями, позволяющими тщательно контролировать качество асфальтобетона. Но у заказчиков нет обязанности принимать во внимание эти лабораторные анализы. Мэрия Новосибирска ориентируется на собственные анализы, и, как показали последние события, это чревато проблемами.

Громкой новостью прошлой недели стали претензии силовиков к начальнику отдела строительного контроля МКУ «Управление дорожного строительства» Владислава Кондратьева и начальника отдела лаборатории контроля того же муниципального учреждения Василия Лаврентьева. Также следователи допросили руководителей нескольких фирм-подрядчиков в рамках уголовного дела о хищениях при работах по ремонту некоторых Новосибирских улиц. Похоже, что в основе дела лежат нарушения при контроле за качеством.

Использование губернатором термина «расследование» в связи с проработкой гарантийных случаев выглядит как сигнал ответственным чиновникам: не будете досконально расследовать дефекты своими силами — этим будут более активно заниматься правоохранители. Общественно-политический фон для этого самый благоприятный: для новосибирцев качество дорог один из главных раздражителей, и любое ужесточение персональной ответственности в этой сфере воспринимается обывателями с горячим одобрением.

Правоохранители, со своей стороны, показывают готовность подстёгивать подрядчиков по госконтрактам. На этой неделе прокуратура вынесла предостережение о недопустимости нарушения закона компании «Новосибирскавтодор», ремонтирующей участок Ватутина в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги». Надзирающий орган указал дорожникам на риск сорвать плановый срок ввода объекта.

7 июня на очередную инспекцию стройплощадки ЛДС вместе с Травниковым приехали заместитель Генерального прокурора Дмитрий Демешин и прокурор Новосибирской области Яков Хорошев. Директор компании-генподрядчика «Элинальфа» Денис Синюк сообщил гостям о сдвиге предполагаемой даты ввода арены на 1 ноября. Отставание в строительстве ЛДС наметилось ещё в 2021 году из-за последствий пандемии и сопутствующей нехватки рабочих рук. Подрядчики нагоняли плановые сроки, но после начала спецоперации на Украине порушились многие логистические цепочки. Вместо зарубежной трансформаторной подстанции для арены пришлось спешно искать отечественное оборудование, поставка которого ожидается в сентябре. Хотя МЧМ-2023, к которому торопились со вводом арены, отменили, власти настроены завершить объект в максимально сжатые сроки, и позиция прокуратуры сигнализирует подрядчикам о серьёзности вопроса.

Другие новости