Без генпрокурора с Заельцовской ООПТ не разобраться

Год спустя после визита Генпрокурора в Новосибирск власти области и города готовят новые ущемления прав предпринимателей и жителей, на недопустимость которых указывал Игорь Краснов. Проиграв суды, чиновники намерены затянуть процесс бюрократическими мерами.

Приезд Игоря Краснова в сибирскую столицу в прошлом мае эксперты ЦДЖ включили в число самых значимых событий 2021 года для региона. За один рабочий день Генеральный прокурор лично ознакомился с широким перечнем новосибирских проблем и выдал поручения, резонанс от которых не утихает по сей день. Часть вопросов сдвинулась с мёртвой точки из-за прямого вмешательства Краснова, часть остаётся под контролем надзорного ведомства. Уникальная ситуация складывается вокруг вопроса соблюдения прав при организации особо охраняемой природной территории в Заельцовском бору. Несмотря на то, что прокуратура добилась в суде признания незаконными ограничений на ведение деятельности до образования ООПТ, власти не только не спешат с восстановлением прав предпринимателей и граждан, но готовят новые основания для ограничений. Что, безусловно, повлечёт новые разбирательства.

16 мая правительство Новосибирской области издало постановление, согласно которому решения о создании и преобразовании ООПТ разрешается принимать без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Это существенно ограничивает возможности людей влиять на решения власти по установлению границ и определению функциональных зон в охраняемых территориях.

Три дня спустя, 19 мая мэрия Новосибирска издала два связанных между собой постановления — о подготовке предложений по изменению в Генплан и о подготовке проекта решения по изменениям в Правила землепользования и застройки. В документах одинаковая преамбула, объясняющая их появление необходимостью создания природной территории. Речь идёт про Заельцовский бор. Департаменту строительства и архитектуры мэрии было предписано до 27 мая обеспечить подготовку предложений в Генплан. При этом всем заинтересованным лицам предлагалось направить свои инициативы до 26 мая.

Фактически, с учётом выходных, мэрия дала на это четыре рабочих дня. Громких объявлений о возможности подать предложения по корректировке Генплана не было. Поэтому можно смело предположить, что были заявлены лишь те инициативы, ради которых, собственно, и затевался процесс. То же самое касается предложений по изменению ПЗЗ: заинтересованным лицам предложили спешно прислать свои поправки до 26 мая.

Движения властей похожи на последствия вступивших в силу судебных решений по искам, напрямую и косвенно связанным с попыткой создать Заельцовскую охраняемую территорию. 28 апреля общественная организация «Сибирское экологическое содружество» при поддержке Генпрокуратуры РФ добилась в Восьмом кассационном суде общей юрисдикции в Кемерово частичного признания незаконными поправок в закон Новосибирской области об ООПТ, принятых в феврале 2021 года. Противоречие федеральному законодательству суд увидел в норме, ограничившей права граждан и юридических лиц на получение участков в собственность, а также на получение разрешений на строительство и реконструкцию на территории предполагаемой, но ещё не сформированной ООПТ.

Весной 2021 года областные власти поспешили ввести разнообразные запреты на деятельность в границах предполагаемого Заельцовского лесного парка до того, как территория парка была сформирована. С того минуло уже 15 месяцев. Утверждённых границ ООПТ как не было, так и нет, перспективы их определения по-прежнему неясны, а запреты при этом действовали до решения суда. Впрочем, нет оснований считать, что фактически они не действуют до сих пор.

Параллельно с процессом по ООПТ компания «Союз» выиграла у муниципалитета иск о нарушениях законодательства при принятии генплана Новосибирска в 2021 году. Поводом стало перезонирование некоторых участков на территории предполагаемого Заельцовского лесного парка. Решение вступило в законную силу, и городские власти должны были вернуть участкам прежнее зонирование. Однако постановления мэрии от 19 мая подсказывают, что чиновники считают спор не законченным, и готовят предпринимателям новые препятствия.

Некоторые чиновник и депутаты, занимающиеся темой ООПТ, настолько увлеклись, что, похоже, утратили понимание, как ситуация выглядит со стороны. В конце осени 2020 года политики заявили о намерении защитить зелёные зоны Новосибирской области от комплексной многоэтажной застройки и прочих видов бизнеса, подразумевающих массированную вырубку деревьев. Очень быстро планы регионального масштаба свернулись к затее радикально изменить жизнь резидентов Заельцовского бора — и тех, кто там живёт, и тех, кто занимается предпринимательством. Минприроды ещё несколько раз сообщало о работе над созданием ООПТ в Караканском бору, но к концу 2021 года эта тема ушла из повестки. Осталась только Заельцовская ООПТ.

Заельцовский бор это огромная территория, включающая городские кварталы, посёлки, населённые пункты — и несчётное количество предприятий. В лесной части много участков, освоенных и заброшенных человеком: бывшие пионерлагеря, санатории, другие объекты. Собравшись создать ООПТ, власти одним махом поразили в правах всех резидентов территории, ограничив виды деятельности, как минимум, до окончательного оформления охраняемой территории. То есть, как показала практика, на неопределённо большой срок.

Изначально Минприроды очертило границы Заельцовской ООПТ площадью 9000 га. Летом 2021 года площадь предполагаемого Заельцовского лесного парка уменьшилась почти вдвое, до 5000 га. Чиновники исключили кладбища, зоопарк с дендропарком, некоторые жилые комплексы, фрагменты частного сектора вдоль улицы Жуковского и ряд участков, на которых велась строительная и иная хозяйственная деятельность. Непонятно, на основании чего участки сначала были включены в ООПТ, а затем исключены, а другие — похожие — остались в границах территории. Ответственные лица будто жонглировали участками — какие включить в охраняемую территорию, а какие убрать, по непрозрачным основаниям. Вполне вероятно, будут ещё перемены: определение границ предполагаемой ООПТ до сих пор не завершено.

В дальнейшем территорию должны разделить на функциональные зоны с разрешёнными видами деятельности. Это решение предполагалось обсуждать с общественностью, но после майского постановления правительства таких планов, похоже, уже нет. Между тем, именно неравнодушная общественность первой пошла судиться с властью из-за создания ООПТ. Активисты «Сибирского экологического содружества» прошлым летом собрали 1000 подписей за отмену поправок к областному закону об охраняемых территориях. А предприниматели пожаловались на ущемление прав Краснову в ходе его майского визита. К слову, компания «Союз» уже обжаловала законность постановление правительства, заседание суда назначено на 20 июня.

Недовольство общественности и предпринимателей, позиция Генпрокуратуры и судов отчётливо показывают, что благие вроде бы намерения областных властей выглядят весьма сомнительно с точки зрения легитимности и популярности. Однако чиновники как будто продолжают упираться, доказывая непонятно кому, что не свернут с намеченного курса, даже с риском нарваться на новые юридически неоспоримые доказательства своей неправоты. Непонятно, что в этом случае остаётся делать гражданам и предпринимателям, права которых эти действия ущемляют. Прокуратура и суды свои слова сказали. Пора снова звать в гости Краснова?

Другие новости