Не фурычит пылесборник — расчехляй деньгоприёмник

Нагнетание политиками страстей вокруг проблем с уборкой Новосибирска после зимы это прелюдия перед обсуждением вопроса о дополнительном финансировании города из бюджета области. Как и в 2021 году, оптимальный срок упущен.

Вопрос пыли и грязи на новосибирских улицах один из самых наболевших. Публичное обсуждение проблемы гарантированно вызывает большой общественный интерес. Две недели назад комиссия по городскому хозяйству Совета депутатов Новосибирска отчитала начальника департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Константина Васильева за неудовлетворительные сроки и объёмы работ. Депутаты предложили провести расширенное совещание с участием мэра Анатолия Локтя. Мэрия совещание назначила на 17 часов пятницы 15 апреля. То есть, на конец последнего рабочего дня недели. Будто специально, чтобы поменьше людей пришло. Трудолюбивых журналистов на совещание в большом зале мэрии не пустили без объяснений — тоже случай довольно редкий.

Можно было предположить, что мэр сильно переживал насчёт жесткой критики, с которой ему предстоит столкнуться. Но правда оказалась гораздо банальней. Пресса без большого труда получила записи с закрытого совещания, и выяснилось, что ничего судьбоносного там не прозвучало ни в части оценки ситуации, ни в части критики, ни в части идей. Чиновники буднично отчитались о проблемах, затрудняющих уборку города. Технику частично не успели подготовить, есть проблемы с запчастями. Новой техники практически нет — поставлена одна машина из 10 законтрактованных, а собирались купить 14. Пыли, тем временем, на улицах не становится меньше из-за того, что автотранспорт разносит её по городу со стройплощадок и газонов. Также много пыли из-за массового использования шипованных колёс. Штаты дорожных работников укомплектованы наполовину, зарплата непривлекательная. Темпы разворота ямочного ремонта вызывают тревогу — за неделю выполнили всего 1% от требуемого объёма.

Закрытость совещания объясняется, скорее всего, тем, что предпосылок к переменам в муниципалитете не видят, а изображать их поиск нужно. Сделанное чуть раньше заявление Локтя о том, что в пыли на улицах виноваты строители Центрального моста, вызвало гораздо больший резонанс с отложенным эффектом. Сначала концессионер объекта — группа «ВИС» — опроверг претензии градоначальника, указав на обязательную мойку колёс при выезде с площадок объекта. А на этой неделе в комментарии для ОТС эмоциональную оценку выдал губернатор Андрей Травников.

«Мэр каждый год какие-то трудности находит. Ему постоянно что-то мешает. Хочется уже пошутить и сказать, что к балетмейстеру поздно обращаться, нужно к другому специалисту. Но на самом деле уже не смешно, — заявил губернатор. — Нужно перестать искать объяснения и, наконец, взяться за обеспечение порядка и начать убирать город. Люди видят разрушенные бордюры, сползающий грунт с газонов, мусор, огромные кучи смёта и грязи в парковочных карманах и островках безопасности. Кто хочет работать — ищет возможности, кто не хочет – ищет причины. Пора перестать искать какую-то политическую подоплёку и начать работать. Если бы городом руководил мой однопартиец, ему, думаю, прилетало бы за организацию работы больше, в том числе, по властной вертикали».

Журналисты и политики поспешили увидеть в словах Травникова анонс скорой отставки Локтя. Как известно, после принятия федерального закона о публичной власти меняется и региональное законодательство: у губернатора появится право делать выговоры главам муниципалитетов и увольнять их за нерадивость. Риторика Травникова в отношении мэра областного центра действительно с 2021 года становится всё жёстче. И всё меньше предпосылок к тому, что руководители области и города смогут заключить новый пакт об отказе от конкуренции на выборах-2022.

Тактически критика со стороны губернатора формирует контекст, в котором мэру предстоит просить у областной власти дополнительных денег на дороги. По сведениям ЦДЖ, непублично Локоть уже обозначил этот вопрос, но не встретил понимания. Ему было предложено сначала удостовериться, не придётся ли переделывать результаты прошлогодней ремонтной программы. В 2021-м областные власти выделили городу дополнительно 285 млн на дороги. Работы растянулись до глубокой осени, их заканчивали под снегом. Кое-кто из подрядчиков обанкротился, поставив под вопрос исполнение гарантийных обязательств.

Локтю сейчас выгодно максимально вовлечь депутатов горсовета, чтобы просьба о деньгах к области была совместной. А ещё лучше было бы отправить депутатов в авангард. По сведениям ЦДЖ, нехватка средств на дороги оценивается в 300 млн. 100 млн мэрия намерена дополнительно изыскать в бюджете города, вопрос об этом планируется поставить на ближайшей сессии горсовета. Когда будет решаться вопрос о 200 млн из областной казны пока непонятно. Между тем, сроки уже сопоставимы с прошлогодними. Если вопрос будет решён положительно, город вряд ли получит дополнительные средства раньше начала лета. А значит, высока вероятность рецидивов укладки асфальта в снег.

Другие новости