Приоритеты заксобрания для политиков и инвесторов

В планах заксобрания на 2022 год привести систему власти в регионе к соответствию новым федеральным законам, побороться за переток концессий и ГЧП из Новосибирска в районы области и отрегулировать ситуацию в «мусорной» сфере.

Эти и другие виды на наступивший год читаются в заявлениях председателя Законодательного собрания Андрея Шимкива с пресс-конференции, посвященной итогам 2021-го. Прозвучавшие оценки и прогнозы подсказывают, что региональный парламент намерен усилить работу над выравниванием качества жизни между областной столицей и сельскими территориями. При этом ошибочно считать, что фокус внимания полностью переключится с города на деревню. Растущее в последние годы влияние заксобрания получило новый импульс благодаря федеральному закону о публичной власти — в том числе, за счёт изменения законодательства о местном самоуправлении.

Принятый федеральными властями «под ёлочку» закон о публичной власти принёс много новелл и открыл возможности для существенного изменения политических раскладов в регионах. Например, парламенты субъектов получили право выражать недоверие губернаторам. Как старожил российской политики, Шимкив напомнил, что такое право региональные законодатели уже получали в 1999 году. Но то дела прошлые, а как отразится новшество на нынешнем раскладе в областной власти? «Я уверен, что при наших отношениях с губернатором у нас такого не будет. Мы задавали, и будем задавать сложные, иногда больные вопросы. Но это не означает, что кто-то кому-то не доверяет. Это нормальная работа», — заявил Шимкив, уточнив, что изменения законодательства — это «улица с двусторонним движением»: глава субъекта получает право роспуска парламента.

Более подвижный пласт перемен касается отношений между областной властью и муниципалитетами. Здесь прибавляется полномочий и у губернатора, и у заксобрания, а реализовать их будет проще. В том числе, в замене главы любого муниципалитета. «Новых моментов очень много. Чтобы привести наше законодательство в соответствие федеральному, сейчас будем всё это прорабатывать. Это и сроки губернаторства, это и отношения между муниципалитетом и исполнительной властью области. После Нового года этим займёмся. Постараемся сделать как можно быстрей», — сообщил спикер заксобрания.

Депутатскому корпусу уже доводилось жёстко задавать вопросы руководству областного центра. «Когда мы ставим руководителя муниципалитета на трибуну, и начинаем учить, как мальчика — это неправильно. У них у всех есть свои депутаты, в Новосибирске есть своя Контрольно-счетная палата, поэтому я очень редко такой механизм использую. И точно мы не собираемся руководить городом Новосибирском», — подчеркнул Шимкив. Но в то же время спикер признал, что изменение полномочий, безусловно, скажется на раскладе между уровнями власти.

В отношениях между ветвями областной власти перемен не ожидается. Спикер подчеркнул, что заксобрание как задавало, так и будет задавать конкретные вопросы по проектам, включающим использование бюджетных денег и областной собственности. Как пример Шимкив назвал государственно-частное партнёрство с Группой «ВИС» по строительству 7 поликлиник в Новосибирске. «В феврале заканчиваются три года, как подписали. Нету. Просто нету. И то, что поликлиники стоили 12 млрд, а теперь 21 – как мы можем не задавать вопросы? От того, что вовремя не построили, 9 млрд в плюсе? И таких вопросов, поверьте, очень много», — заявил председатель ЗС.

Тема концессий и ГЧП в 2021 году звучала рефреном на сессиях и комитетах. Заксобрание не отметает возможность новых проектов в этих форматах, но предлагает свои приоритеты. По словам Шимкива, опыт западных регионов России подсказывает преимущества «возвратных» концессий. В Новосибирской области таких заключено две: по Центральному мосту, где концессионер будет зарабатывать на плате за проезд, и по мусоросортировочным заводам, которые заработают на поступающих отходах (если будут построены, конечно). В обоих случаях область гарантирует минимальный доход концессионера, но до фактических выплат из бюджета, скорее всего, дело не дойдёт. А социальные проекты в жанре концессий и ГЧП полностью ложатся на бюджет, и их выгодность для области неочевидна. «За 3 года, что у нас не строятся поликлиники по ГЧП, мы бы уже сами 3 построили безболезненно», — отметил Шимкив. Спикер предположил, что новые концессии можно было бы обсудить в сфере строительства платных скоростных трасс в новосибирской агломерации.

Важным условием ГЧП-проектов, по мнению спикера, должна стать «налоговая отдача» крупных строек для местных бюджетов. Хотя бы в виде подоходного налога. Вместе с тем председатель ЗС предлагает при рассмотрении новых проектов концессий и ГЧП больше внимания уделять районам и городам региона, не только областному центру. «Наша область слишком большая, чтобы концентрировать в одном месте все ГЧП и концессии. А районам что делать? Мы хотим это услышать, хотим это понимать», — заявил Шимкив. Он напомнил про готовность заксобрания рассмотреть проекты концессии по газификации районов, до которых ещё не дотянулась «большая труба».

Газификация области является частью плана по повышению привлекательности районов для жизни и инвестирования. Рост цен на продукты питания пробудил повышенный интерес к сельскохозяйственному бизнесу. Шимкив отметил, что земля подорожала, и новые инвесторы приходят почти во все районы области. Высокотехнологичный агробизнес не предполагает создание большого количества рабочих мест. Хозяйство, приносящее прибыль в сотни миллионов, может обходиться 15-20 работниками. Чтобы в сельских районах было больше конкурентоспособных рабочих мест, нужно привлекать больше инвесторов. Для этого, по мнению председателя ЗС, районам нужен газ, дороги, школы, другие соцучреждения. Непосредственно в агробизнесе областной парламент будет таргетировать господдержку на проектах, связанных с крупным рогатым скотом. «Пока есть ферма — деревня живёт», — подчеркнул спикер. 

По прогнозу Шимкива, на ближайшей сессии в начале февраля заксобрание вернётся к вопросу о деятельности регионального оператора по обращению с отходами. В декабре компания «Экология-Новосибирск» инициировала процедуру собственного банкротства, пообещав, что это обстоятельство не скажется на деятельности по вывозу отходов. Спикер считает, что расторжение договора с регоператором — возможный, но не единственный выход. В приоритете депутатов стабилизировать качество услуги для населения и поддержать местных перевозчиков мусора, банкротящихся из-за долгов «Экологии-Новосибирск». Также Шимкив проанонсировал изменения в территориальной схеме оборота отходов, чтобы уйти от необходимости перевозки мусора из района в район. «Есть примеры, когда ничего не возят, а счета выставляют», — напомнил председатель ЗС.

Осенью было много разговоров о возможности назначения Шимкива исполняющим обязанности губернатора Томской области. «Что касается Томска, вам же скучно будет, если я куда-нибудь уеду. Я работал в Москве, я спал и видел, как вернуться в Сибирь, образно говоря, в родную деревню», — отшутился спикер. По поводу перспектив побороться за кресло главы Новосибирской области Шимкив предложил не спешить. «Я – стопроцентный сторонник нашего президента. Вот как он скажет, так и разберёмся. Тем более у нас очень хорошие отношения с действующим губернатором. Да, конечно, я – человек амбициозный, вопросов нет, но нужно понимать политический расклад, и всё остальное. Давайте подождём», — заявил Шимкив в канун последнего «подготовительного» года перед губернаторской кампанией-2023.