Закону об ООПТ предстоят новые чтения в суде

Суд частично удовлетворил иск, оспаривающий нормы закона о лесных парках, признав незаконным запрет на уже запущенные строительство и реконструкцию. Общественники намерены идти во вторую инстанцию, их может поддержать прокуратура.

Поправки в закон «Об особо охраняемых природных территориях в Новосибирской области» Законодательное собрания приняло в конце февраля сразу в двух чтениях. Депутаты спешили, чтобы на фоне принятия нового Генплана Новосибирска демонстративно поставить заслон против застройки городских лесов. В первую очередь, декларировалась забота о сохранности Заельцовского бора. В русле настроя депутатов правительство оперативно воспользовалось законодательной новеллой и «накрыло» бор статусом «лесного парка», сводящего на нет возможности вести практически любую хозяйственную деятельность в его границах. При этом формально под определение «лесного парка» можно подвести почти любой участок областной земли, в принципе, даже без растительности.

Жители территории новоявленного «лесного парка» и предприниматели, ведущие здесь коммерческую деятельность, оказались ограничены в правах. При этом в охраняемой территории оказалось даже Заельцовское кладбище, где вряд ли есть необходимость что-то дополнительно охранять. Общественная организация «Сибирское экологическое содружество» Евгения Митрофанова оспорила нормы изменённого закона в суде.

Истец опирался на волю более чем 1000 человек, подписавшихся против нововведений. Заельцовский бор охватывает часть Новосибирска, территории коттеджных посёлков, санаториев, предприятий, где идёт давно сформировавшаяся жизнедеятельность, в том числе, производственного характера. Есть здесь немало освоенных ещё в советское время участков, очищенных от деревьев, которые сейчас заняты ветхими зданиями. Есть и сложившиеся зоны застройки — как индивидуальной, так и многоквартирной. Статус «лесного парка» подвесил в неопределённости все проекты, связанные со строительством и реконструкцией. И срок этой неопределённости неясен.

В конце мая вице-премьер Евгений Лещенко и министр природных ресурсов Андрей Даниленко на пресс-конференции рассказывали о перспективе выхода из подвешенного состояния — оно может продлиться до конца года. За это время предстоит подробно описать территорию Заельцовского бора и разбить её на зоны, которых, предположительно, будет не менее 7. В том числе, зона застройки многоквартирными домами, для которой определят ограничения в этажности и плотности. Свои правила будут для каждой зоны.

Насколько объективны эти ограничения с точки зрения природоохранных факторов? В минприроды признали наличие научных оснований для создания лишь одной ООПТ — природного парка в Караканском бору. В случае с Заельцовским бором аргументы больше в сфере эмоций по поводу сохранности «зелёных лёгких». Ради этой благородной цели парализовано освоение территорий «лесного парка», на которых леса нет. Предприниматели, столкнувшиеся с взявшимися из ниоткуда запретами, пожаловались в прокуратуру. Это совпало с визитом в Новосибирск Генерального прокурора Игоря Краснова, поручившего проверить соблюдение прав бизнесменов.

Невооружённым глазом видно, что после визита Краснова прокуратура усиленно отрабатывает в Новосибирской области все проблемные темы, связанные с публичными протестами. Изменённый закон об ООПТ — одна из них. Возможно, именно в этой связи представитель прокуратуры в суде поддержал позицию истцов. «Как представитель прокуратуры НСО в заксобрании Зерняева могла не обратить внимание на незаконную норму? Представитель прокуратуры в суде огласила свое заключение, в котором согласилась с нашими доводами как истцов. Получается, один представитель прокуратуры области согласовывает норму областного закона, другой представитель даёт заключение о незаконности нормы», — комментирует ТГ-канал Евгения Митрофанова SibPublicFaces. А разница подходов может объясняться просто: до визита Краснова позиция была одной, а после стала другой.

В первой инстанции истцу удалось добиться признания незаконной нормы закона насчёт приостановления строительства и реконструкции с даты принятия правительством решения о необходимости создания ООПТ. Получается, действовавшие с конца весны ограничения окажутся вне закона, когда вердикт вступит в силу. Возможность вводить запреты у правительства появится с момента, когда ООПТ будет окончательно оформлена. То есть, не раньше конца года, судя по срокам, анонсированным чиновниками.

Частичным удовлетворением иска истцы удовлетворены лишь частично: решение будет обжаловано. «Мы полагаем, что те нормы закона об ООПТ, которые суд признал недействительными, не до конца снимают все вопросы. Например, само понятие «лесной парк», которое вносит законодатель, оно настолько широко написано, что это совершенно не соответствует федеральному законодательству», — заявил Митрофанов в комментарии «Прецеденту». Нынешнее решение суда даёт лишь отсрочку поражения в правах жителей территории и предпринимателей, работающих в границах «лесного парка», а в целом проблемы не снимает. Прокуратура может выбрать более активную позицию относительно шлифовки закона, вплоть до его отмены. Тем более учитывая, что для защиты лесных территорий в законодательстве есть необходимые механизмы. Другое дело, если на кону и другие интересы, помимо заботы о лесе, как таковой.

Другие новости