Дело Кожевникова окончилось без посадок

Начавшееся с громкого обвинения во взятке дело против бывшего директора Биотехнопарка Владимира Кожевникова изменилось, по сути, в процессе расследования и закончилось условными сроками для фигурантов.

Без месяца два года прошло с задержания Кожевникова и его знакомого — предпринимателя Павла Шелеметьева. Их обвинили во взяточничестве на основе явки с повинной гендиректора ООО «МедХолдингГрупп» Татьяны Франк, поставщика Биотехнопарка, принадлежащего Новосибирской области. Кожевников на тот момент уже был уволен с поста гендиректора управляющей компании БТП. Смена управляющей команды проходила на фоне претензий областных властей к эффективности управления объектом. Уголовное дело по поводу взятки от поставщика за попустительство при приёмке оборудования от «МедХолдингГрупп» стало подходящей канвой для обоснования необходимости перемен в Биотехнопарке.

Упомянутый выше контракт между БТП и «МедХолдингГрупп» ранее уже становился поводом для уголовного дела о мошенничестве, возбуждённом в 2018 году. БТП в той истории был признан потерпевшим. По версии следствия, вина Франк была в том, что она якобы необоснованно увеличила торговые надбавки для части оборудования, включив в стоимость сервисную поддержку на 605 тысяч рублей, не предусмотренную договором. Следствие решило, что указанным преступлением УК «Биотехнопарк» причинён существенный имущественный ущерб. В июле 2019 года обвинение Франк было изменено с мошенничества на причинение имущественного ущерба путём обмана или злоупотребления доверием без признаков хищения и её приговорили к штрафу в 50 тысяч рублей. Биотехнопарк от претензий отказался.

После на основе показаний Франк следствие возбудило дело против Кожевникова и Шелеметьева. Первого обвинили в получении взятки, второго в её даче. Следствие решило, что Кожевников якобы замыслил в 2015-2016 годах получить через посредника взятку за собственное попустительство при приёмке оборудования, поставленного «МедХолдингГрупп». С этой целью экс-директор УК обратился к своему знакомому Шелеметьеву, предложив выступить посредником и получить от Франк деньги на счёт своей подконтрольной организации. Согласившись, Шелеметьев якобы привлёк директора ООО «Бастион» Зуева для перечисления и последующего перевода денег на счета неких других организаций.

Следствие считало, что в начале февраля 2016 года Кожевников предложил Франк перечислить не менее 2,5 млн на счёт организации, который ей сообщит Шелеметьев. Реквизиты и счета на 1 633 750 и 1 032 608 рублей за оплату строительных материалов ООО «Бастион» поступили по электронной почте с ящика, который, как считает следствие, использовал Шелеметьев. Первый счёт Франк оплатила в феврале, второй в августе 2016 года.

Кожевников и Шелеметьев с обвинениями не согласились и провели почти по 8 месяцев в СИЗО. Тогда концепция обвинения изменилась. 9 апреля 2020 года следователь удовлетворила ходатайство защиты о прекращении уголовного преследования Кожевникова по обвинению во взятке в связи с тем, что версия о перечислении денежных средства в размере 2 666 358 рублей были на счёт ООО «Бастион» в качестве взятки Кожевникову не нашла подтверждения в ходе расследования. Следствие рассудило, что упомянутая сумма была похищена Кожевниковым и Шелеметьевым у Франк путём обмана и злоупотребления доверием — под видом займа. Дело по обвинению во взяточничестве было прекращено. Одновременно следствие возбудило дело о мошенничестве. Обвиняемых отпустили по домам с запретом совершать определённые действия.

Таким образом, история лишилась самых скандальных обстоятельств. Ни Биотехнопарка, ни ущерба государству, ни взятки. Какие-то сомнительные предпринимательские отношения, не более того. В итоге 29 июля суд приговорил Кожевникова и Шелеметьева к условным срокам, хотя прокуратура требовала реального заключения. Первый получил 3,5 года и штраф в 1 млн рублей, второй 3 года и штраф в 800 тысяч. Гражданский иск по нанесённому ущербу суд вынес в отдельное рассмотрение.

Приговор нетипичный: в подавляющем большинстве случаев обвинённые в мошенничестве в особо крупном размере и по предварительному сговору уезжают в колонию. Можно предполагать, что суд частично внял доводам защиты, и, в то же время, не захотел подставлять сторону обвинения, поскольку иначе очень скандально зазвучал бы вопрос — на каких основаниях подсудимых продержали 8 месяцев под стражей? Защита утверждает, что Кожевникова и Шелеметьева устроит только оправдание, поэтому приговор будет обжалован, будет ли обжаловать приговор прокуратура — пока неизвестно.

Другие новости