Департамент трудной судьбы

Реформирование департамента промышленности мэрии вылилось в смену структуры и названия. У подразделения во главе с Виталием Витухиным появилась осмысленная миссия на ближайшие два года — мобилизовать ресурсы и инвесторов к МЧМ-2023.

В начале февраля департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии получил от комиссии по городскому хозяйству «неуд» за работу в 2020 году. Поводом стали сомнительные результаты проекта «умные остановки». Но причины для депутатского недовольства зрели давно. Департамент под руководством Александра Люлько был постоянной мишенью для оппозиции, критиковавшей мэра Анатолия Локтя за содержание нерациональной структуры: у мэрии в функционале нет промышленной политики, а департамент промышленности почему-то есть.

Как бы не реагируя на критику в прямую, в мэрии анонсировали скорую реорганизацию департамента. Сначала структуру покинул начальник управления предпринимательства и инвестиционной политики Максим Леоненко, а следом и Люлько. Новым руководителем структуры стал получивший повышение начальник управления потребительского рынка Виталий Витухин. А «промышленности» больше не будет ни в функционале, ни в названии подразделения. Согласно опубликованному на сайте мэрии проекту решения, он будет называться «департамент инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства».

Так совпало, что именно в период утверждения новой структуры департамента Следственный комитет РФ возобновил расследования убийств новосибирских вице-мэров Игоря Белякова и Валерия Марьясова. Оба друг за другом курировали потребительский рынок. При Белякове (убит в 2001 году) это был департамент потребительского рынка и имущественных отношений. После убийства заместителя мэр Владимир Городецкий реорганизовал структуру в департамент земельных и имущественных отношений. После убийства Марьясова в 2004 году последовала новая реорганизация: в конечном счете, потребительский рынок был перемешан с невнятными промышленностью, наукой и инновациями. 

С высокой долей уверенности можно утверждать, что убийства Белякова и Марьясова были связаны с реформами на Гусинобродской барахолке. Этот кровавый квест позади. В последние годы вопросы городского потребительского рынка вращаются вокруг ритуальной сферы, муниципальных бань и прочих социально-бытовых активов, уличной торговли. Проблематика измельчала. Но теперь Витухин получил реорганизованный департамент для более амбициозных задач.

До последнего не желая отказываться от причастности городской администрации к судьбам новосибирской промышленности и науки, Локоть, комментируя реорганизацию, всё же сделал главный акцент на работу с предпринимательским сообществом. «Надо делать упор на улучшении инвестиционного климата в Новосибирске. Хотелось бы, чтобы при подготовке к молодёжному чемпионату мира по хоккею город был привлекательным для частных инвестиций»,— заявил мэр. Витухин один из наперечёт считанных руководителей в структуре мэрии с опытом работы в бизнесе. За его плечами родственная поддержка Александра Мацурова, который, несмотря на ложности холдинга «Сибирский гигант», остаётся в обойме самых влиятельных новосибирских бизнесменов.

Задача — развивать инвестиционный климат с прицелом на подготовку к МЧМ-2023 — звучит на удивление внятно. Но инвесторы судят о климате по политике первого лица. А Локоть за шесть лет у руля власти в Новосибирске показал себя непоследовательным проводником интересов бизнеса. В новом качестве Витухин может фактически решать задачу более узкую — формировать благоприятный климат для определённых бизнес-структур. В каком-то смысле это ведь тоже работа на инвестиционную привлекательность, пусть и не для всех.

Другие новости