Возможна ли деполитизация вопроса об инвестициях СГК

В заксобрании создадут рабочую группу для обсуждения проектов СГК по ускоренной модернизации новосибирской теплосистемы. Депутаты хотят детально изучить предложения по «большой» концессии и ценовой зоне на сумму 20,5 млрд рублей.

Мэрия Новосибирска и депутаты горсовета утрясают условия новой концессии, в рамках которой СГК предлагает взять под управление на 10 лет весь муниципальный имущественный комплекс, связанный с теплоснабжением. В рамках соглашения концессионер вложит в ремонт и обновление сетей дополнительно 5,5 млрд рублей плюсом к обычной ремонтной программе. По закону третьей стороной концессий является областная власть. Поставив в известность о своих предложениях правительство региона, энергетики обратились и в Законодательное собрание. 11 марта комитет по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам начал обсуждение вопроса, которое, скорее всего, дальше пойдёт в другом формате.

Предложения представила директор по тарифообразованию СГК Екатерина Степина. Она напомнила депутатам известную проблему старения новосибирских теплосетей. Сейчас возраст 72% труб свыше 25 лет – они нуждаются в замене или ремонте. Годовая ремонтная программа позволяет модернизировать доли процента от необходимого. Сети стареют, количество отключений тепла в зимний период растёт. Изменить тенденцию могли бы опережающие инвестиции в инфраструктуру. Программа, предложенная СГК предлагает ускоренное вложение 20,5 млрд рублей. Вместе со стандартными годовыми бюджетами на ремонт, предусмотренными тарифом, общая сумма опережающих вложений составит 26 млрд рублей. В этой сумме 5,5 млрд приходится на «большую» концессию, 15 млрд на переход Новосибирска в ценовую зону, подразумевающую новую систему тарифообразования.

«Программа опережающих инвестиций характерна тем, что вложения идут быстрее, нежели изменяется динамика выручки. То есть, вложения нужно осуществлять более агрессивно, и, соответственно, при переходе на концессионное соглашение первые 2 млрд будут вложены в 2022-2023 годах. Увеличится процент перекладки сетей, которые требуют замены. Дополнительно прорабатывается программа перевооружения ТЭЦ 3 и 4», – сообщила Степина. По её словам, программа опережающих инвестиций увеличит налоговые поступления в бюджет, обеспечит занятость и увеличение объёма работ для подрядных организаций города и области. Похожие программы, хоть и не такие масштабные, СГК предлагает для Барабинска (на 680 млн рублей) и Куйбышева (на 550 млн).

Вопросы теплоснабжения и тарифов традиционно вызывают в политических кругах жаркие дискуссии с непредсказуемым результатом. Так, скорее всего, было бы и на этот раз, если бы не предложение зампреда комитета Ильи Полякова создать отдельную площадку для детального изучения предложений СГК. «Вопрос теплоснабжения в наших широтах глобальный. Он и социальный, и политический, и, в том числе, речь идёт о достаточно больших инвестициях. В связи с этим я предлагаю комитету обратиться к председателю заксобрания, чтобы создать реально действующую рабочую группу. С участием представителей всех фракций, поскольку понятно, что вопрос могут пытаться политизировать. Также предложил бы пригласить представителей МинЖКХ, мэрии Новосибирска и представителей департамента по тарифам», – заявил Поляков.

В поддержку предложения высказались депутаты Дмитрий Козловский и Ашот Рафаэлян, а также председатель комитета Александр Морозов. Представители правительства, мэрии и СГК не возражали. «Мы ежегодно вместе с департаментом городским и Ростехнадзором участвуем в оценке готовности системы теплоснабжения города к отопительному сезону. Могу сказать, что, конечно же, необходимо увеличение инвестиций. Сомнений здесь нет. Мы понимаем, как это сделать юридически, технически, на какие объекты направить. Нет понимания одного – какой источник финансирования. Вот этот вопрос нужно будет решить всем вместе – публично, открыто», – заявил министр ЖКХ Денис Архипов.

У заксобрания есть опыт создания рабочих групп по масштабным концессиям. Так, в частности, было с проектами по Центральному мосту и строительству мусоросортировочных заводов. Поначалу в проектах виделись неразрешимые противоречия, но в итоге депутаты, чиновники и инвесторы приходили к взаимно устраивающим решениям. Удастся ли успешно пройти тот же путь в этот раз – зависит от политической составляющей. В Новосибирске немало политиков и общественников, пытающихся делать рейтинг на противостоянии инициативам энергетиков.

Другие новости