Куда копать метро, если деньги будут

Планы мэрии построить к 2030 году 6 станций метро в придачу к «Спортивной» выглядят нереальными. Но вопрос очередности строительства может спровоцировать новые схватки лоббистов, продвигающих развитие разных территорий Новосибирска.

Ещё в январе 2020 года мэр Анатолий Локоть, комментируя проект нового генплана, обратил внимание журналистов на 6 будущих станций, которые предполагается построить за 10 лет. «Спортивная» не в счёт, её в то время уже строили. На продлении Дзержинской линии в сторону выезда из города запланированы три станции – «Молодёжная», «Гусинобродская» и «Автовокзал». Ленинскую линию предполагают продлить в обе стороны – на правом берегу за площадью Калинина возвести станцию «Северная», на левом построить «Площадь Станиславского» и «Пермскую» (она же «Троллейная»).

Вспышки оптимизма насчёт продолжения строительства метро в Новосибирске случаются почти ежегодно. В феврале 2018 года президент Владимир Путин после визита в сибирскую столицу одобрил предложение врио губернатора Андрея Травникова возобновить развитие подземки. Летом того же года в Новосибирск приехали вице-премьер Максим Акимов и министр транспорта РФ Евгений Дитрих, чтобы обсудить с местными властями перспективы транспортного развития агломерации. В том числе, поговорили и про метро. Тогда мэрия запросила 22,5 млрд рублей на 5 лет. Из них 17 млрд на Дзержинскую линию, 5,5 млрд на станцию «Площадь Станиславского». Финансирование станции «Спортивная», как обязательной составляющей подготовки к молодёжному чемпионату мира по хоккею 2023 года, обсудили отдельно. «Мы действительно намерены в ближайшее время, буквально в течение июля месяца, получить необходимые документы для того, чтобы сформировать пакет документов для дальнейшего рассмотрения в правительстве РФ», – комментировал Травников. То был разгар его предвыборной кампании. В сентябре Андрей Александрович стал губернатором. А разговоры о возобновлении строительства метро конкретизировались пока лишь в работах на «Спортивной».

В начале прошлого года Локоть утверждал, будто в Москве ожидается снятие вето на финансирование из федерального бюджета строительства метро в крупных городах. Чуть позже Травников заявил о возможности привлечь на подземку средства из Фонда национального благосостояния. Фактически же по состоянию на начало 2021 года до сих пор даже не полностью прояснён вопрос финансирования «Спортивной». Хоть работы на станции идут, дефицит средств, по данным Контрольно-счётной палаты, составляет порядка 1 млрд рублей.

Во время визита премьер-министра Михаила Мишустина в Новосибирск в начале марта губернатор просил его найти возможности для дополнительного финансирования, чтобы все запланированные к МЧМ-2023 объекты, включая «Спортивную», были введены вовремя. Да ещё из последних новостей – мэрия распорядилась до конца года подготовить проект инженерных изысканий для строительства второго тоннеля между «Берёзовой рощей» и «Золотой нивой». К этому уже все привыкли за 10 лет, но вообще не очень нормально, что между двумя станциями Дзержинской линии до сих пор лишь один тоннель.

На таком фоне странно выглядит внезапное напоминание о планах по развитию метростроя, растиражированное в СМИ с подачи департамента транспорта мэрии. Хоть речь и про 10-летнюю перспективу, время летит быстро. С прошлогодних заявлений Локтя про шесть станций уже 13 месяцев прошло, а ещё даже генплан не принят. Заявленные планы требуют прокладки не менее 7 километров метрополитена. По разным оценкам, километр подземки обходится в 7-10 млрд рублей. В нынешней финансовой реальности источник таких средств не просматривается.

В то же время, последовательные напоминания о планах подсказывают, что, достроив «Спортивную», власти области и города будут продолжать просить Москву о деньгах на подземку. И, теоретически, обстоятельства могут так сложиться, что какую-то сумму найдут. Поэтому споры об очередности и векторе направлений могут вновь обостриться в ближней перспективе.

В 2018 году новосибирцы уже стали свидетелями обмена мнениями через СМИ. Тогда звучала идея изменить географию Дзержинской линии: не тянуть её по Гусинобродскому шоссе до нового автовокзала, а повернуть вправо на Плющихинский жилмассив и вывести на Выборную к педагогическому университету. Таким образом, метро подвели бы последовательно к двум крупным микрорайонам. К слову, соединение ГБШ и Выборной веткой метро было предусмотрено ещё планами советских времён. А уже дальше можно было бы продолжать линию к автовокзалу.

В то время ни мэр, ни губернатор не поддержали идею уводить метро на Плющихинский. Но тот спор может быть реанимирован. Также немало копий поломают при обсуждении приоритетности направлений развития Ленинской линии. По идее, строительство «Площади Станиславского» появилось в информационной повестке раньше «Северной». Но при выборе очередности надо учитывать потенциальные пассажиропотоки и перспективы застройки. А также взвешивать текущую транспортную ситуацию с точки зрения издержек строительства. Перекопать Красный проспект или улицу Титова значит существенно осложнить движение по всей округе. Существенную роль сыграет и лоббистский потенциал строительных компаний, развивающих проекты в локациях возле гипотетических станций метро. Учитывая, что почти все они представлены депутатами в Законодательном собрании и городском Совете, споры могут получить густой политический окрас.

Другие новости