Все районы области равны, но некоторые равнее

Депутаты заксобрания просят правительство выровнять дисбаланс между агломерацией и отдалёнными районами области. Решения можно искать как в инструментах государственно-частного партнёрства, так и через инфраструктурные кредиты.

Проблема равных возможностей жителей всех территорий Новосибирской области стала лейтмотивом сессии Законодательного собрания, прошедшей 25 ноября. Несколько вопросов позволили посмотреть на ситуацию и со стороны предпосылок, и в части возможных путей решения. Основным пунктом повестки стало рассмотрение в первом чтении проекта бюджета области на 2022 год и плановый период 2023–2024. Главный финансовый документ региона разрабатывается министерством финансов на основе плана социально-экономического развития, ответственность за который несёт министерство экономического развития. Поэтому на сессии доклад главы Минэкономразвития Льва Решетникова предварял выступление главы Минфина Виталия Голубенко.

Представляя депутатам в целом, позитивные виды на будущий год, Решетников не смог обойти проблемные моменты. Экономика на подъёме, нефть растёт, есть предпосылки к увеличению инвестиционной активности и доходов региона. Но в то же время статистика показывает, что этот праздник не для всех. Министр упомянул в докладе, что средняя зарплата на разных территориях очень сильно отличается. Если в Кольцово она составляет 99 тысяч рублей, то в Кыштовском районе всего 24 тысячи. Такой контраст не мог оставить депутатов равнодушными. Первый вице-спикер Андрей Панфёров отметил, что отдалённые районы тоже стараются для увеличения качества жизни, и правительство должно делать больше для равноправия территорий.

По ходу сессии депутаты несколько раз возвращались к проблеме перекосов между территориями. При обсуждении проекта бюджета депутат Роман Яковлев обратил внимание на неравномерность распределения средств на исполнение наказов избирателей по округам. Бюджет в итоге приняли единогласно. Как отметил председатель ЗС Андрей Шимкив, «не потому, что депутаты со всем согласны, а потому, что все вопросы отрабатываются». В частности, вопрос по перекосам с наказами между территориями должен быть отработан с правительством до второго чтения.

Вопрос справедливого распределения бюджетных ресурсов между территориями продолжили обсуждать в рамках темы концессий и ГЧП. Сессия приняла во втором чтении значимый закон об областном инвестиционном фонде, ограничивающий бюджетные затраты на финансирование государственно-частного партнёрства. В соответствии с рекомендацией комитета по финансовой, экономической политике и собственности, депутаты увеличили «потолок» с 2 до 2,5% от собственных доходов региона (не считая концессий, финансируемых из Дорожного фонда). Законодательную новеллу тут же удалось «примерить» на объективную реальность: Лев Решетников представил депутатскому корпусу давно анонсированный доклад о концессиях и ГЧП-проектах, заключенных и планируемых к заключению правительством Новосибирской области.

В основном речь шла об известных инициативах — концессионное соглашение по строительству и эксплуатации Центрального моста, ГЧП по строительству 7 поликлиник в Новосибирске, проект по строительству 6 школ в областном центре и новой инфекционной больницы. Также министр напомнил депутатам про хорошо известную, неработающую, но и не расторгнутую концессию по строительству двух мусоросортировочных заводов. Менее на слуху обсуждаемый на уровне правительства проект строительства поликлиники на ОбьГЭС, строительство Центра единоборств на Аникина и вторая очередь «школьной концессии», предусматривающая возведение ещё трёх образовательных учреждений. Впервые подробные характеристики всех государственно-частных проектов прозвучали в сводном докладе, давая полную картину. По предложению руководства заксобрания, Решетников представил финансовый график обязательств бюджета по ГЧП до 2042 года. «Есть риски удорожания проектов, затягивания, срыва. Но текущие задачи требуют решительных действий», — резюмировал Решетников.

Комментируя доклад министра, депутаты Александр Шпикельман и Елена Тырина почти в унисон отметили, что строительство всех объектов, о которых шла речь, сосредоточено в Новосибирске или у городской черты областного центра, в то время как райцентры и сёла тоже нуждаются в новых больницах и школах. Шимкив предложил посвятить этому вопросу специальный круглый стол.

Правительство получило от депутатов стимул более предметно думать над концессиями с точки зрения «территориального равноправия». Сессия единогласно одобрила «школьную концессию», в октябре отправленную на доработку бюджетным комитетом. По словам зампреда комитета Ирины Диденко, к ноябрю правительство учло все предложения, высказанные депутатами в отношении этого и последующих соглашений. Образно сравнив подготовку к подписанию концессии с проработкой на земле плана предстоящего полёта, депутат пожелала правительству успеха в реализации проекта.

Изменение тональности в отношении концессий стало следствием, того, что правительство полностью раскрыло карты и чётко показало перспективы в выступлении Решетникова. «Моя идея была, чтобы такой доклад прозвучал, потому что много разговоров, недомолвок по этим концессиям, — заявил Шимкив в комментарии журналистам. — Сегодня, когда всё показали и разъяснили, вопросы ушли. Если честно, я не ожидал, что по школам единогласное голосование будет. Доклад Льва Николаевича был необходим».

Теперь депутаты намерены погрузиться в изучение планов правительства по проектам, связанным со льготными инфраструктурными кредитами. Общая сумма, доступная к освоению, порядка 20 млрд рублей. «По инфраструктурным проектам мы точно также хотим понимать — сколько стоит, проводились ли аукционы. Чтобы всё было открыто и не было вопросов», — отметил спикер заксобрания. В финале сессии депутаты приняли обращение к правительству РФ по поводу полной газификации Новосибирской области. «В презентации Решетникова сегодня все увидели, где Кольцово, а где Кыштовка. Это разница не только по зарплате, но и по убыли населения, и по остальным параметрам, — заявил Шимкив. — В 21 веке топить печки — это очень плохой показатель. Кто там жить будет?». По мнению спикера, инфраструктурные средства могут быть использованы для прокладки труб большого давления между районами. Это стало бы реальным вкладом в выравнивание качества жизни на сельских территориях.