Отток населения остановят газом

Полная газификация может стать «региональной идеей» для Новосибирской области. По инициативе спикера Андрея Шимкива заксобрание намерено принять соответствующее обращение к правительству РФ, чтобы остановить сокращение населения в районах.

9 ноября в Законодательном собрании состоялись публичные слушания по законопроекту о бюджете области на 2022 год и плановый период 2023-2024. Виды у финансистов и экономистов правительства оптимистичные. Регион оправился от прошлогодних пандемийных ограничений, собственные доходы растут. Даже без федеральных трансфертов понятно, что в следующем году финансовых возможностей у областных властей будет больше. В проекте бюджета, предложенном депутатам к рассмотрению в первом чтении, расходы увеличены по всем направлениям, кроме обслуживания внутреннего долга. Долговая нагрузка на область уменьшится благодаря решению правительства РФ дать возможность регионам использовать бюджетные кредиты на инфраструктурные проекты. Об этом на слушаниях говорил первый вице-премьер Владимир Знатков. По его словам, проекты на 10 млрд уже утверждены Москвой, проекты ещё на 5 млрд в доработке.

Собственные доходы бюджета запланированы на уровне почти 170 млрд рублей. Это 108% от уровня 2021 года. В целом доходная часть составит 216 764 млн рублей, расходная 224 920 млн. Фактические цифры будут выше за счёт безвозмездных перечислений из федерального бюджета, объём которых пока непредсказуем.

Прирост финансов кажется гарантированным средством повысить настроение для депутатов. Делить дополнительные средства должно быть приятней, чем резать расходы. Но на самом деле денег всё равно не хватает, и приходится расставлять приоритеты. Председатель ЗС Андрей Шимкив напомнил на слушаниях, что для депутатского корпуса бюджет это, прежде всего, расходы. В части долгосрочного балансирования бюджетной устойчивости спикер привёл в пример механизм ограничения расходов, связанных с концессионными соглашениями и ГЧП-проектами, который депутаты внедрили через обновление закона об областном инвестиционном фонде. К слову, срок подачи поправок к законопроекту перед вторым чтением истёк на этой неделе.

Несмотря на оптимистичный характер бюджетного послания, проблемы, требующие особого внимания властей, вполне очевидны. Если суммировать вопросы, которые депутаты задавали на слушаниях и на первых обсуждениях проекта бюджета в комитетах, вырисовывается общая картина беспокойства по поводу разрыва в обеспеченности между новосибирской агломерацией и остальными районами области. Областная столица и прилегающие территории показывают более стабильные перспективы развития практически по всем параметрам.

Это видно по параметрам прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на 2022-2024 годы, представленного на слушаниях министром экономического развития Львом Решетниковым. Из обсуждения документа следует, что концентрация бюджетных расходов на обеспечении социальными гарантиями оставляет по-прежнему скудный манёвр для улучшения качества жизни в районах и выравнивании баланса между городом и селом. Депутат Игорь Умербаев спрашивал про перспективы реконструкции районных больниц и асфальтирование дорог до всех областных райцентров. Евгений Подгорный — о расширении программ по ремонту школ. Первый вице-спикер ЗС Андрей Панфёров о необходимости концентрации на мероприятиях программы «Чистая вода». Председатель аграрного комитета Денис Субботин заострил вопрос долгов по господдержке крестьян.

Ключевой показатель ситуации в районах связан с оттоком населения. По прогнозу Минэкономразвития, количество жителей области уменьшается. В перспективе трёх лет 12 районов и городов сохранят популяцию, а кое-кто даже покажет прирост, но 18 районов ждёт дальнейшее сокращение.

«Каким образом можно ликвидировать неравномерность территориального развития?», — спросил Решетникова Панфёров. Министр сослался на проблемы наличия рабочих мест, социальной и транспортной инфраструктуры. «Если в районе нет дороги и газопровода, видимо, говорить о развитии промышленного потенциала, человеческого капитала не приходится», — констатировал глава строительного комитета Александр Терепа. Один за другим, депутаты высказывались о необходимости разработать планы конкретных действий, чтобы нивелировать причины оттока населения из сельских территорий. Шимкив предложил положить в основу решения проблемы конкретную задачу — газифицировать область.

«Вы знаете моё настороженное отношение к концессиям и ГЧП, но если вы предложите концессию или ГЧП по газификации области, мы вам стоя поаплодируем! — заявил спикер Решетникову. — Если бы привлечь на газификацию кредиты плюс собственные средства… Говорим: не будет работы – люди уедут. Но будет газ – люди приедут! У нас красивейшая область, каждый район имеет свои особенности, давайте это сделаем: давайте полностью газифицируем область!». По мнению председателя ЗС, было бы логичным включить газификацию в проекты, для реализации которых планируется использовать льготные инфраструктурные кредиты из федерального бюджета.

Предложение Шимкива встретило бурное одобрение депутатов. Да и сложно представить, кто высказался бы против газификации. Эта инициатива может стать по-настоящему надпартийной идеей регионального уровня. На ближайшей сессии заксобрание намерено принять соответствующее обращение к правительству РФ. Интересно, что слова спикера ЗС можно толковать как оферту инвесторам, потенциально готовым сделать концессионные предложения по газификации. Для решения столь масштабной социально-экономической задачи политическая поддержка заксобрания необходима — и обсуждаема.

Другие новости