Новые претензии к поставщикам «Холидея» стали ложной тревогой

Поставщики «Холидея» жалуются на претензии за незаконное использование торговых марок, принадлежавших сети. В компании, от имени которой предъявлены претензии, отрицают намерения судиться с производителями, и называют инцидент провокацией.

Год назад поставщики обанкроченной торговой сети, некогда одной из крупнейших в Сибири, массово возмущались из-за регрессных исков, поданных конкурсным управляющим «Холидея» Трофимом Кузнецовым. С предпринимателей требовали деньги, уплаченные за поставленный товар в период после 10 декабря 2017 года, когда из-за процедуры банкротства все выплаты сети оказались в статусе подозрительных. В судах бизнесменам пришлось доказывать, что это были обычные хозяйственные операции, а не попытки вывести деньги из компании под грядущее банкротство. Если бы все требования Кузнецова в этой части были удовлетворены, в конкурсную массу «Холидея» вернулось бы до 6 млрд рублей. И по закону у конкурсного управляющего не было выбора – он обязан был заявить иски к поставщикам. Но история моментально политизировалась: поставщики пожаловались властям нескольких сибирских субъектов и в правоохранительные структуры, началось встречное движение. В итоге, если первые инстанции судов преимущественно поддерживали иски Кузнецова, то в апелляции решения развернулись.

Общественно-политический климат вокруг банкротства «Холидея» успокоился на год. В нынешнем январе у журналистов дежа вю. Те же самые поставщики, омбудсмены, представители «Опоры России» и «Деловой России» вновь обращаются к властям, силовикам и в суды по поводу претензий, связанных с ритейлером. На сей раз повод другой: в конце 2019 года ряд сибирских компаний, производивших для «Холидея» продукцию под собственными торговыми марками сети, получили досудебные претензии от компании ООО «Холидей Маркетинг». Данное юрлицо является владельцем СТМ, под которыми продавались товары в сети. Из претензий следует, что «Холидей Маркетинг» не давал согласия на использование его брендов при производстве товаров для «Холидея», и в этой связи производителю предложено уплатить двукратную стоимость продукции во избежание иска о контрафакте.

В 2019 году «Холидей Маркетинг» подал четыре иска по схожим поводам. Один был отозван. Ещё один – в Арбитражном суде Новосибирской области – компания проиграла. Два иска в арбитражах Омской области и Алтайского края «Холидей Маркетинг» выиграл, но поставщики продолжают обжаловать решения.

По данным представителя «Опоры России» Натальи Пинигиной, на 19 января новые досудебные претензии были поданы на 482 млн рублей компаниям из нескольких регионов. Один из поставщиков – ООО «Торговый дом «Алтан»» из Алтайского края – пожаловался на действия «Холидей Маркетинг» члену Совета Федерации Сергею Белоусову и депутату Госдумы Ивану Лоору, которые переадресовали вопросы поставщика в МВД и Генпрокуратуру. Правоохранительные органы Алтайского края и Новосибирской области уже начали опрашивать участников истории. Результаты могут быть весьма интересными, поскольку сейчас никто не берёт на себя ответственность за разосланные претензии.

ООО «Холидей Маркетинг» опосредованно связано с компанией «Холидей» через некоторых учредителей: основному акционеру сети Николаю Скороходову и его партнёру Александру Брыкину принадлежат незначительные доли в фирме. Скороходов через своего адвоката Ирину Гребневу заявил, что не имеет отношения к претензиям по поводу СТМ и считает такие действия ошибочными. Представитель «Холидей Маркетинга» Андрей Мельник заявил автору ЦДЖ, что компания в 2020 году не заявляла соответствующих претензий и не имеет намерений подавать новые иски к поставщикам. Подпись юристки Абраменко под претензиями, разосланными поставщикам, Мельник назвал поддельной и не исключил, что происходящее – следствие провокации с целью повлиять на общественное мнение вокруг банкротства «Холидея».

В свете открывшихся обстоятельств у правоохранителей будет поле для деятельности, если найдётся кто-то, кому нанесён фактический ущерб. Но в плане общественного резонанса этот инцидент кажется исчерпанным: если «Холидей Маркетинг» не намерен подавать иски к поставщикам, значит, можно сказать, что предприниматели отделались лёгким испугом. Банкротство столь крупной сети стало эпохальным событием для регионального бизнеса – последствия заставляют поставщиков пересматривать отношения с ритейлерами, внимательней анализировать договоры, сокращать поставки, страховать риски. Теперь эта тенденция распространится и на производство товаров для СТМ, которые есть практически у каждой торговой сети.

Другие новости