Коронавирус картелю нипочём

Полиция и ФАС нашли новый картельный сговор в новосибирском здравоохранении. Нити тянутся к компании «Медико-биологический союз», прославившейся первым отечественным тестом на коронавирус, получившим госрегистрацию.

В последние годы облздраву уже нечем скандализировать публику – громкие уголовные дела прокатились по многим сегментам сферы, от районных поликлиник до федеральных медцентров. Месяц назад суд вынес приговоры по антикартельному делу в Национальном медицинском исследовательском центре имени Мешалкина. Аресты руководства центра – бывшего главврача Александра Караськова, его заместителей Ирины Бойцовой и Евгения Покушалова – до сих пор на слуху. Дело о присвоении и растрате более 1 млрд рублей, в котором их обвиняют, против них развивается по собственному, довольно интересному сценарию, о котором стоит поговорить отдельно в ближайшем будущем.

Пока напомним, что история в Мешалкина начиналась история в 2018 году с претензий антимонопольщиков, усмотревших признаки сговора поставщиков. По материалам ФАС полиция возбудила уголовное дело по статье за ограничение конкуренции. Месяц назад руководители ООО «Компания ФИТО» и ООО «Терра», уличённые в согласованных действиях на 437 аукционах клиники Мешалкина на более чем 400 млн рублей, услышали приговор – по 2 года условно и по 500 тысяч штрафа каждому. Кажется, что легко отделались.

В конце июля полиция указала ФАС на новый медицинский картель. Анализ 301 аукционов на поставку медизделий в разных регионах указал на 4 новосибирские компании – «Юнилаб», «Симелаб», «Адамант» и ТД «Адамант», а также на три компании в Москве, Санкт-Петербурге и Башкирии. Если созвучные названия ни на что не намекают, то управление экономической безопасности ГУ МВД по Новосибирской области указывает на общий почтовый адрес, с которого как бы независимые друг от друга поставщики заходили на электронные площадки для участия в аукционах. Заявки на участие оформлялись с нескольких IP-адресов, переходящих от одной компании к другой. Также взаимозаменяемыми оказались адреса электронной почты.

Представители обвинённых в сговоре компаний пояснили, что использовали инфраструктуру совместно, исходя из субдистрибьюторских отношений, и что общие электронные адреса сами по себе не доказывают факт сговора. Тем не менее, для новосибирских антимонопольщиков доказательств оказалось достаточно. Незаконный доход картеля оценили в 280 млн рублей. Вердикт ФАС может быть обжалован, и, если есть к тому готовность, лучше не тянуть, поскольку материалы направлены обратно в полицию для решения о возбуждении уголовного дела.

В сообщении ФАС компании названы посредниками, поставляющими продукцию от имени производителя – ООО «Медико-биологический союз». Компания МБС резидент Академпарка. Она была создана ещё в 1992 году и сейчас является одним из крупнейших российских производителей наборов реагентов для ИФА-диагностики инфекционных заболеваний. Контролирует компанию гендиректор Михаил Лосев. Нынешней весной лично он и бренд МБС в выгодном ключе засветились на федеральном уровне. В разгар борьбы с пандемией компания разработала оперативный и качественный тест на коронавирус значительно дешевле представленных на тот момент импортных аналогов.

Уникальным преимуществом теста Лосева стала оперативная регистрация новинки Росздравнадзором в начале апреля. Это было бы невозможно без подключения серьёзных рычагов на федеральном уровне. Борьбу с коронавирусом тогда параллельно координировали премьер-министр Михаил Мишустин по линии правительства и мэр Москвы Сергей Собянин по линии Госсовета. В какой-то момент государственные жернова неожиданно провернулись, выпятив МБС на всеобщий обзор к явному неудовольствию китов национального рынка медпрепаратов. А позже поставками продукции новосибирской компании в разные регионы неожиданно заинтересовалась полиция. Не будем сейчас строить далеко ведущую теорию заговора, но последим за развитием ситуации.

Другие новости