На стройках к МЧМ-2023 ставят рекорды по освоению денег

Судя по документам и расчётам, часть производимых работ на объектах к МЧМ-2023 была выполнена ещё в 2019-м. Фактические объёмы отличаются от принятых, а подмена материалов и технологий может стать поводом для масштабных претензий.

30 апреля губернатор Андрей Травников инспектировал площадку строительства ледовой арены на левом берегу, где предполагается провести матчи Молодёжного чемпионата мира по хоккею-2023. Работы на объекте в период изоляции не останавливались ни на день. Также глава региона осмотрел стройплощадку станции метро «Спортивная». Травников посетил не все строящиеся объекты вокруг арены. Большинство их относится к сфере ответственности мэрии и посетителю лучше подготовиться, предварительно изучив опубликованные в открытом доступе контракты и акты выполненных работ. Сопоставление реальной картины с отражением в документах рождает много вопросов, главный из которых: а что, так можно было?

6 сентября 2019 года муниципальное унитарное предприятие УЗСПТС подписало контракт с ФГУП «СВЭКО» по строительству комплекса сооружений поверхностного водоотвода с территории, прилегающей к арене. 13 января 2020 мэр Анатолий Локоть через СМИ и соцсети сообщил об укладке в рамках контракта 250 метров неких железобетонных труб, покрытых пластиком изнутри. 17 февраля после интервью с мэром «Вести Новосибирск» сообщили, что подрядчик уложил уже 400 метров из 1600, предусмотренных контрактом. Между тем, судя по актам выполненных работ и справкам об их стоимости от 29 ноября и 16 декабря 2019 года, а также, судя по декабрьским платёжным поручениям, «СВЭКО» уже до конца года уложила все 1600 метров труб, и получило за это 323 859 тысяч рублей. Помимо монтажа самих труб диаметром от 1000 до 1500 мм контракт включал огромный объём сопутствующих работ. И всё это по документам было сделано немногим больше, чем за месяц. Приёмочные документы были согласованы и подписаны главой департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Романом Дроновым, директором УЗСПТС Александром Мысиком и начальником службы технического заказчика и организации строительства МУП Сергеем Долгушиным.

Мог ли мэр не знать, что фактический объём работ по коллектору не соответствует оплаченному? Это не единственный интересный вопрос. Согласно проекту, смете и контракту, «СВЭКО» должно было использовать импортные трубы Impeccable pipe, выгодно отличающиеся от отечественной продукции по сроку службы, морозо- и термостойкости, водонепроницаемости и другим значимым характеристикам. По факту же подрядчик закупил у ООО «Модуль АГ» обычные железобетонные трубы, стоящие на рынке в 10 раз дешевле, забыв упомянуть об этом в актах и справках при получении бюджетных средств. Для более «ценного» вида их покрасили в чёрный цвет и даже нанесли буквы IP. Но на площадке можно убедиться – это простой стандартный железобетон. К слову о сроках: по документам, поставки на объект продолжались до середины апреля, и работы до сих пор не завершены. То есть, никак не получилось бы их уложить до конца прошлого года.

Кроме открытой части работ по строительству коллектора есть и закрытая – тоннель под дамбой Октябрьского моста протяжённостью 221 метр и диаметром 1280 мм. По проекту этот сложный объект предполагалось строить бестраншейным способом с помощью немецкого оборудования для микротоннелирования с высокой точностью проходки, которое толкает перед собой при помощи домкратной станции вместе с проходческим щитом трубный став центробежного литья Hobas на термостойком полимерном связующем. В СМИ анонсировали, что подрядчик работ по микротоннелю будет из Санкт-Петербурга: на проведение таких работ помимо опыта и дорогостоящего оборудования должна быть лицензия Ростехнадзора. Что же по факту? Нет дорогостоящего оборудования и нет немецкого трубного става, изготовленного по спецзаказу. Работы ведутся фирмой ООО «ТонКом плюс» зарегистрированной менее года назад, не имеющей лицензию Ростехнадзора. Технология – штольня, кирка и лопата. По сути, тоннель под мостом вручную копают шахтеры. Исходя из аналогии с другими контрактами УЗСПТС, можно предположить, что и здесь оплата будет как за дорогостоящий микротоннель и немецкую трубу.

УЗСПТС контролирует работы по коллектору на всех стадиях — от проектирования до эксплуатации. Видимо, отсюда смелость в проектных и финансовых решениях. ФГУП «СВЭКО» это московская организация, связанная с Федеральной службой охраны. В том числе, предприятие занимается проведением и сопровождением крупнейших российских форумов. На новосибирском коллекторе фактически работает другое юрлицо – АО «Горкоммуникации», ранее никогда не выполнявшее подобные заказы. Эта компания вместе с ООО СК «Градопроект» являются главными получателями денег УЗСПТС на проекты, связанные с МЧМ-2023. Крупнейший из них – строительство станции метро «Спортивная».

9 ноября 2019 года УЗСПТС и «Градопроект» подписали согласованный в мэрии контракт на создание рабочей документации и строительство «Спортивной» на 375 095 тысяч рублей. Подрядчик взялся выполнить работы до 20 декабря. Неудивительно, что в конкурсе участвовал один-единственный поставщик: строители и проектировщики считают нереальным выполнить такой объём за 40 дней, учитывая многочисленные технические сложности «Спортивной». Тем не менее, «Градопроекту» удалось. Если, конечно, верить документам, которые показывают, что работы были приняты и оплачены до конца 2019 года.

Речь не только о проектировании (на эту часть пришлось 80 млн), хотя, в принципе, интересно, кто на самом деле выполнял рабочую документацию, при учёте, что у «Градопроекта» нет допуска СРО на проектирование. Также, по документам, были выполнены земляные и бетонные работы, строительство временных зданий и сооружений, возведение монолитной конструкции, строительство теплотрассы, водопровода, канализации, силовой электрики. За 40 дней переделать такой объём работ не представляется возможным. Фактически на площадке станции монолитную конструкцию строят до сих пор, хотя на дворе май. Между тем, 17 апреля муниципалитет в лице УЗСПТС подписал с «Градопроектом» ещё один контракт по «Спортивной» на сумму 351 962 тысяч рублей.

20 апреля «Градопроект» получил от муниципалитета в лице УЗСПТС контракт на 455 153 тысячи рублей на реконструкцию автодороги от площади Лыщинского до пляжа «Наутилус» и по дамбе Октябрьского моста – ещё один объект в рамках подготовки к МЧМ. У «Градопроекта» нет опыта дорожных работ. Опытнейший подрядчик – ОАО «Новосибирскавтодор» – заявил такую же цену и проиграл конкурс лишь потому, что комиссия из числа сотрудников УЗСПТС решила: «Градопроект» первым подал заявку.

Ещё один объект, который УЗСПТС строит возле арены, это подземный пешеходный переход в дамбе Октябрьского моста. Контракт на 311 339 тысяч рублей был подписан с тем же «СВЭКО» 6 сентября 2019 года. Подрядчиками стали те же «Градопроект» и «Горкоммуникации», не имевшие опыта строительства подобных объектов. Согласно контракту, в 2019 году предполагалось выполнение работ на 3 239 тысяч рублей. Но, исходя из документов, опубликованных на zakupki.gov.ru, за три недели декабря подрядчик успел выполнить работы по переходу в подземной и надземной частях на сумму аж 85 856 тысяч рублей и получить оплату. Для этого стороны подписали допсоглашение, но вопрос не в оформлении бумаг, а фактических объёмах. Речь про бурение защитного экрана из труб более 1 км для подземного перехода (хотя очевидцами наблюдалось выполнение этих работ в феврале-марте 2020), сварочные работы, разработку грунта, часть работ по устройству опор пешеходного перехода и даже бетонные работы, в которых, по нормативам, результат должен набирать прочность 28 суток, иначе качество получается сомнительным. А в этом случае исполнение, напомним, заняло 21 день. Кроме того, в оплаченную часть вошли 222,75 восьмичасовые смены маркшейдерских работ. В совокупности это 75 суток. Для проведения маркшейдерских работ требуется лицензия Ростехнадзора, но, судя по базам «Контур-Фокус», Rusprofile, «Спаркс» и реестру выданных Ростехнадзором разрешений, такой лицензии у «СВЭКО», УЗСПТС, «Градопроекта» и «Горкоммуникаций» нет.

Общая картина выглядит так, что УЗСПТС по согласованию с мэрией стремилось поскорей накачать бюджетными деньгами подрядчиков работ по объектам вокруг арены. Причём по большинству упомянутых контрактов авансирование не предусмотрено. Чиновники закрывали глаза на отступления от утверждённых проектов, отставания от сроков и иные нарушения. Особенно дерзко выглядит замена труб на более дешёвые без реальной экономии: в Новосибирской области за последнюю пару лет было несколько громких уголовных дел, возбуждённых по схожим поводам. Затея с подменой очень опасная, поскольку легко проверяемая. Впрочем, все манипуляции по контрактам УЗСПТС легко отследить: каждый шаг опубликован в интернете, свериться с реальным положением на площадках несложно, особенно если привлечь для консультации специалистов. Учитывая прозрачность картины, она должна быть очевидной и для мэра Анатолия Локтя. Глава муниципалитета отвечает за свою часть подготовки к МЧМ, и должен ясно понимать риски – политические и уголовные.

Другие новости