Провокация неплатежей обесценит гарантии поставщиков

Правительство рискует новым кризисом неплатежей в сфере ЖКХ. Мораторий на пени за долги может вернуть сибирские регионы в реальность 90-х, когда уголь на ТЭЦ зимой разгружали с колёс, а общественный электротранспорт стоял из-за отключений.

Российские власти в пожарном режиме обсуждают и внедряют разные меры коронавирусной господдержки. В комплексе последних инициатив кабинет министров объявил о запрете начислять штрафные санкции за долги по коммунальным услугам до 1 января 2021 года. Подразумевается плата за услуги ТСЖ, управляющих компаний, поставщиков ресурсов, мусорных операторов, а также по взносам за капремонт. При этом отключать должника от коммунальных услуг правительство запрещает.

Чиновники подчёркивают, что мораторий на пени как бы не означает освобождение от текущих платежей. Но поставщики ресурсов видят в решении правительства риск массового кризиса неплатежей. На сегодня население и бюджетные организации уже должны десятки, если не сотни миллиардов за коммунальные услуги. Обнуление штрафных санкций может резко уронить финансовую дисциплину. Люди истолкуют постановление правительства как разрешение не платить по счетам за ЖКУ. Последствия заведут далеко, исправлять ситуацию будет сложно.

У ТСЖ и управляющих компаний маленький запас прочности. Растущий вал неплатежей может привести к сокращению качества (а в скором будущем и количества) услуг для населения. С водой, светом и теплом ситуация будто бы другая. Организации-поставщики располагают гораздо более солидным запасом финансовой прочности. Поэтому правительство может считать, будто монополисты способны бесконечно терпеть недостачу поступлений. Вопрос в том, насколько сильно упадёт объём расчётов?

Ещё на стадии подготовки решения правительства крупнейшие генерирующие компании России, включая «Интер РАО», «Сибирскую генерирующую компанию», «Т плюс», «Газпром энергохолдинг» и «Квадру», обратились к премьер-министру Михаилу Мишустину с предложением отменять пени избирательно. По сведениям «Ведомостей», в письме также была просьба проконтролировать платёжную дисциплину бюджетных организаций, уже задолжавших более 7 млрд рублей. Предложение насчёт избирательных мер поддержки министру энергетики Александру Новаку направили Совет производителей энергии и Ассоциация гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний.

У энергетиков действительно большие обороты, вводящие в соблазн популистских решений в духе «не обеднеют». Но велики и расходы, причём важные затратные статьи являются неотложными. Готовиться к новому отопительному сезону можно только в летнее межсезонье. В применении к Новосибирску это значит, что дефицит средств из-за недобора текущих платежей может сократить программу СГК по замене и ремонту труб. А в перспективе привести к перебоям в закупке топлива и долгам по зарплате в энергосистеме.

Такое уже было в 90-х, когда бывший гендиректор «Новосибирскэнерго» Виталий Томилов регулярно пугал журналистов на пресс-конференциях заявлениями о нехватке угля на складах. Население, бюджетные организации и предприятия дружно задерживали платежи за тепло и свет. В ходу были взаимозачёты. Коммерсанты и энергетики торговались друг с другом из-за размера денежной составляющей в расчётах. Штрафные санкции были теоретическими.

Серийных сбоев в теплоснабжении зимой не было. Зато лето без горячей воды было в порядке вещей. Кроме того, новосибирская система теплоснабжения в целом была на два десятка лет помоложе, чем сейчас. Процент износа был ниже.

В начале нулевых, когда энергетики при поддержке федеральной власти взялись наводить порядок в расчётах, в Новосибирске периодически останавливались троллейбусы и трамваи. Принуждая мэрию к своевременным платежам за городские предприятия, менеджеры «Новосибирскэнерго» показали всем потребителям, что поблажек не будет. Объём своевременных платежей существенно вырос. Отсюда у энергетиков появились средства на плановую заготовку топлива, на инвестиции в новые мощности для подключений, на более оперативные и качественные ремонтные мероприятия. Это улица с двусторонним движением. Каким бы страшным ни рисовали популисты имидж ресурсоснабжающих организаций, в стабильной работе поставщиков света, тепла и воды заинтересованы все.

Источник «Ведомостей» считает, что из-за отмены штрафов кассовые разрывы монополистов-поставщиков могут вырасти к концу года до 500 млрд рублей, а предельная его величина составляет 200 млрд. При этом гарантирующим поставщикам уже пришлось закредитоваться для покрытия дебиторки. По данным Центра энергетики Московской школы управления «Сколково», по итогам 2019 года долги только за электроэнергию и только на оптовом рынке составили 76,5 млрд рублей. Финансовые сложности поставщиков ЖКУ создадут дополнительные проблемы смежным отраслям – угольщикам, металлургам, газовикам.

Отмена штрафов может сыграть дурную шутку и с потребителями, которые решат, что по текущим счетам можно не платить. период моратория закончится, и придётся отдать сразу полную суму долгов. Иначе отключат газ и свет, поскольку завершится также и время запрета на отключение коммунальных услуг.

Чтобы сохранить надёжность систем снабжения и, в то же время, поддержать граждан в сложном финансовом положении, энергетики просят правительство использовать точечные меры вместо тотальных. В том числе, освобождать от пени людей в зоне риска – старше 65 лет и страдающих хроническими заболеваниями. Также мера может распространяться на заболевших коронавирусом и на тех, у кого доход существенно снизился из-за эпидемии. По некоторым направлениям поддержки населения правительство использует адресные меры. Опубликованное решение насчет пени за ЖКУ могут скорректировать, пока ещё можно избежать роста неплатежей.

Другие новости