Газпромбанк дал деньги на Центральный мост

Проект Центрального моста наконец-то получил банковское финансирование. 27 марта, в последний день перед национальным уходом в нерабочую неопределённость, Газпромбанк и «Сибирская концессионная компания («дочка» Группы «ВИС») подписали кредитный договор на 6,5 млрд рублей. Работы могут стартовать в мае.

Прямое соглашение о реализации проекта СКК, Газпромбанк и правительство Новосибирской области подписали ещё 2 июля 2018 года. Тот документ регламентирует взаимодействие концедента, концессионера и финансирующей организации. Он предусматривает разные сценарии. В том числе, выбытие концессионера из проекта. Такая вероятность была возможной, поскольку подписать кредитное соглашение в срок не удалось. Грубо говоря, были юридические основания заменить СКК на другую компанию. Точно также выйти из проекта мог финансирующий банк. Живучесть проекта сохранила добрая воля (или корысть) Газпромбанка, разработавшего концессию и заинтересованного в том, чтобы она состоялась. Для контроля над соглашением банк входил в состав акционеров СКК с долей в 25% и избавился от неё летом 2019 года.

Одним из препятствий к подписанию кредитного контракта было отсутствие профильного генподрядчика: было непонятно, кто, собственно, построит мост. Конструкция очень сложная – однопилонная. Прошлым летом ЦДЖ рассказывал о неофициальных дискуссиях между представителями концессионера и областными чиновниками насчёт возможности изменить проект, добавив второй пилон. Осенью эта тема сошла на нет. Проект решили не трогать. Между тем, живых компаний в России, способных возвести однопилонный мост, меньше, чем пальцев на одной руке.

Поначалу генподрядчиком стройки была компания «Автобан», но в 2019 году у её руководства случились разногласия с «ВИС». Не в последнюю очередь из-за отставаний от плановых темпов проекта. Новым генподрядчиком стала «Производственная фирма «ВИС»». Источник утверждает, что ПСФ останется на генподряде, а квалифицированный партнёр-мостостроитель наконец таки определился и будет работать на субподряде. Хвастаться участием в проекте эта компания не спешит.

Концессионное соглашение по Центральному мосту было подписано 6 декабря 2017 года. По контракту мост должен быть введён к концу 2022 года. Правительство РФ уже выделяет деньги из федерального гранта на 26,2 млрд. Стоимость моста в разных экспертизах варьируется в коридоре 30-31 млрд рублей. Общая стоимость проекта оценивается в 37 млрд. Минимальный гарантированный доход концессионера за 25 лет действия соглашения составит 47 млрд рублей, при учёте, что Центральный мост будет платным. Этап подготовки строительства до сих пор не завершён – ещё не полностью свободна площадка. Но после подписания кредитного контракта с Газпромбанком финансовых препятствий для форсирования работ не осталось. Надо спешить, цены растут.

А у концессионера в части ценообразования уже наметились сложности с областной Контрольно-счётной палатой. Напомним, что в феврале КСП опубликовала отчёт о проверке расходования средств на Центральный мост, где в заключении Главгосэкспертизы стоимость строительства перехода определена в размере 30,4 млрд рублей, а в смете концессионера сумма на 905 млн больше. Как так получилось? В сентябре ЦДЖ рассказывал, что концессионное соглашение с «ВИС» основано на проведённой в 2015 году экспертизе, оценившей строительство моста в 31,3 млрд рублей. А для выделения федерального финансирования в 2017 году была проведена оценка Главгосэкспертизы, по итогам которой смета строительства уменьшилась почти на миллиард. Так проект, ещё толком не начавшись, изначально подорожал почти на «ярд».

Также аудиторы указали на возможность изменения срока сдачи моста. По соглашению объект должен быть сдан в декабре 2022 года, однако «в связи с особыми обстоятельствами» срок окончания строительства маячит в сентябре 2023-го. «Так как, согласно утверждённому графику, передача земельных участков должна завершиться 1 января 2019 года, то возможно появление нового особого обстоятельства, в результате которого срок строительства может быть продлён», – сообщается в отчёте. Фактически на момент проверки концессионер получил менее 75% площадки под строительство. Теперь новыми «особыми обстоятельствами» может стать продление карантина.

Если же обойдётся без усугубления негатива, заметные работы по подготовке к строительству моста начнутся в мае. Мэр Анатолий Локоть подписал постановление о перекрытии движения по Ипподромской магистрали в Октябрьском районе с 3 по 14 мая в связи с проведением ПСФ «ВИС» демонтажа путепровода в створе Зыряновской. Проезд перекроют в районе автовокзала. На майских праздниках там обычно лютые пробки из-за дачников. Впрочем, после снятия режима изоляции горожане будут рады постоять в пробках на других улицах – всё веселей, чем безвылазно сидеть дома.

Другие новости