Свежий взгляд КСП на старые проблемы Центрального моста
Контрольно-счётная палата сомневается в возможности Группы «ВИС» построить Центральный мост в срок. Вместе с тем, аудиторы нашли в смете «лишний» миллиард рублей, подтвердив проблемы, о которых ЦДЖ рассказал ещё летом 2019 года.
Второй год подряд КСП Новосибирской области третирует проект Центрального моста. В январе 2019-го в итогах проверки законности и эффективности использования бюджетных средств, направленных на объекты дорожной инфраструктуры аудиторы нашли завышенные в 2-3 раза цены в сметах подготовительных работ. Отдельный акцент сделан на приобретении подрядчиком для переноса канализации «неоправданно дорогих» труб из Германии стоимостью 543,5 тысячи рублей за погонный метр, при возможности купить российский аналог подешевле. Областное ГКУ «Мост», занимающееся подготовкой площадки для строительства, оправдывалось следованием проекту, утверждённому Главгосэкспертизой, в котором, среди прочего, было утверждено использование именно немецких труб. Контракт на их перекладку до сих пор не завершён. А руководитель ГКУ Валерий Жарков через некоторое время уступил кресло Юрию Алексеевскому.
В течение прошлого года ЦДЖ несколько раз обращался к теме отставания работ по мосту от ранее опубликованных сроков. В дополнение вскрылось несколько существенных организационных проблем, способных негативно повлиять на проект. Представители Группы «ВИС», контролирующей «Сибирскую концессионную компанию», которая строит мост, равно как и курирующие чиновники уверенно отметали сомнения и вопросы. Новый отчёт КСП уже больше похож на претензию.
Аудиторы указали, что в заключении Главгосэкспертизы стоимость строительства моста определена в размере 30,4 млрд рублей. Между тем, в смете концессионера сумма на 905 млн больше. Как так получилось? В сентябре ЦДЖ рассказывал, что концессионное соглашение с «ВИС» основано на проведённой в 2015 году экспертизе, оценившей строительство моста в 31,3 млрд рублей. А для выделения федерального финансирования в 2017 году была проведена оценка Главгосэкспертизы, по итогам которой смета строительства уменьшилась почти на миллиард. Так проект, ещё толком не начавшись, изначально подорожал почти на «ярд». Для решения этой проблемы концессионер и минтранс, в том числе, обсуждали перепроектирование моста, чтобы вместе одного пилона сделать два, упростив и удешевив строительство. Однако от этой затеи отказались. Теперь, после того, как отчёт КСП заострил вопрос, нужно будет искать другое решение.
Также аудиторы указали на возможность изменения срока сдачи моста. По соглашению объект должен быть сдан в декабре 2022 года, однако «в связи с особыми обстоятельствами» срок окончания строительства маячит в сентябре 2023-го. «Так как, согласно утвержденному графику, передача земельных участков должна завершиться 1 января 2019 года, то возможно появление нового особого обстоятельства, в результате которого срок строительства может быть продлен», – сообщается в отчете. Фактически на момент проверки концессионер получил менее 75% площадки под строительство.
На этой неделе в комментарии «Континенту Сибирь» представитель минтранса заявил, что перенос срока строительства моста не планируется. Вопрос о стоимости строительства в комментарии туманно связали с изменением ключевой ставки Центробанка и политикой правительства РФ. Почему-то чиновникам трудно даются признания путаницы в документах. Финансовые разночтения между двумя экспертизами в данном случае не единственные.
Похожая проблема связана с отличиями в титулах объекта. Титул даёт право на получение финансирования от Росавтодора. В концессионном соглашении между областным правительством и СКК в титуле обозначено строительство автомобильного моста через Обь в створе улицы Ипподромской. А в соглашении правительства с Росавтодором, на основании которого идут деньги из бюджета, в титуле указаны мост, нулевой этап и развязки. Из-за этих бюрократических разночтений передача федеральных средств концессионеру с точки зрения придирчивых чиновников и силовиков может показаться незаконной.
Относительно сроков строительства – отставание от планов по передаче участков не единственный тормоз проекта. Есть организационная проблема, связанная с неопределённостью, кто же, собственно, будет строить мост. Сейчас роль генподрядчика проекта юридически исполняет ООО «Производственная фирма «ВИС»». Но фактически объект должна строить профессиональная компания-мостостроитель, а она пока не определена. Остаётся открытым и вопрос финансирования объекта. Есть договорённость с Газпромбанком, подкреплённая прямым соглашением. Но кредитное соглашение непосредственно по мосту до сих пор обсуждается, хотя формальный срок его подписания давно вышел.