В коллекторе возле ЛДС бюджетная течь

Строительство городских объектов к МЧМ-2023 продолжается в плановом графике, но составляющие фрагменты идут вразрез законодательству. В других случаях это давно бы привлекло внимание силовиков, но те закрывают глаза на стройки к чемпионату.

МУП «УЗСПТС» под руководством Александра Мысика заправляет строительством всех инфраструктурных объектов вокруг новой ледовой арены в левобережье, включая станцию метро «Спортивная». Для городских властей подготовка к молодёжному чемпионату мира по хоккею это особый повод для гордости, поскольку стройки действуют, стабильно поставляя контент для аккаунтов мэра Анатолия Локтя в соцсетях. Вот и на прошлой неделе градоначальник в рубрике «По пути с мэром» поделился впечатлениями и кадрами с последнего посещения объектов. Локоть рассказал не все новости, поскольку, вероятно, не погружён глубоко в нюансы. А следовало бы, поскольку знаковые объекты предполагают особую ответственность.

Весной ЦДЖ рассказывал про нюансы взаимоотношений УЗСПТС со своими базовыми подрядчиками, крупнейший из которых – ФГУП «СВЭКО». Главной особенностью мы отмечали подозрительную поспешность в расчётах. УЗСПТС не только торопилось проплатить деньги подрядчикам, но ещё и досрочно – «авансом» – подписывало акты приёмки работ. Так что фактически объекты выглядели совсем сыро, а по бумагам можно было уже готовиться ленточки перерезать.

Может быть, именно это обстоятельство сделало возможным замену материалов, прописанных в проектной документации, на более дешёвые. Согласно проекту, смете и контракту №1 от 6 сентября 2019 года на строительство комплекса сооружений поверхностного водоотвода возле ЛДС, «СВЭКО» должно было использовать импортные трубы Impeccable pipe, выгодно отличающиеся от отечественной продукции по сроку службы, морозо- и термостойкости, водонепроницаемости и другим значимым характеристикам. По факту же подрядчик закупил у ООО «Модуль АГ» обычные железобетонные трубы, стоящие на рынке в 10 раз дешевле, забыв упомянуть об этом в актах и справках при получении бюджетных средств. Для более «ценного» вида их покрасили в чёрный цвет и даже нанесли буквы IP. Но на площадке в мае можно было убедиться – это простой стандартный железобетон. И сейчас не поздно провести экспертизу, заодно проверив ещё один контракт по работам в закрытой части коллектора.

30 сентября 2020 года Мысик подписал со «СВЭКО» акт приемки строительства объекта №2 в рамках того же контракта от 06.09.2019 на стеклопластиковые трубы FLOWTECH по двум товарным накладным – на 35 811 792 рублей и на 1 492 158 рублей. Экспертиза качества поставки заверена начальником службы технического заказчика и организации строительства «УЗСПТС» Сергеем Долгушиным. В данном случае контрактом была предусмотрена труба для микротоннелирования, изготовленная из специальных компонентов, предназначенная для транспортировки горячей воды (сбросов с ТЭЦ), обработанная самозатухающим покрытием. Класс жёсткости трубы по проекту SN 80 000. Это характеристики трубы Hobas (Германия), предусмотренной утверждённым проектом и сметой. Фактически, как видно из подписанного акта, закуплены трубы FLOWTECH с классом жёсткости SN 10 000. Это продукция ООО «ПК Стеклокомпозит» из Рязани. К примеру, аналогичные трубы Hobas на рынке можно найти по 57 000 рублей за метр, а трубы российского производства ещё дешевле. Однако в данном случае трубы закупили не напрямую в Рязани у производителя, а через новосибирское ООО «Интэкс». И уже по 240 000 рублей за метр, то есть, в 4 раза дороже труб Hobas.

Если бы «УЗСПТС» закупило трубы Hobas в том же объёме, экономия составила бы 27 450 000 рублей. При этом рязанские трубы значительно уступают немецким по характеристикам. Но это полдела. Более значимо, что их использование противоречит контракту, заключенному в рамках федерального закона №44, где прописана продукция Hobas.

Отдельного изучения требуют обстоятельства укладки труб. По контракту предполагалось микротоннелирование трубами Hobas общей длиной 221 метр при помощи специального немецкого оборудования. На деле вручную укладывали трубы, предназначенные не для микротоннелирования, а для открытой площадки. Фактически длина тоннеля получилась 150 метров, при этом времени и денег потратили почему-то больше, чем предусматривалось контрактом между УЗСПТС и «СВЭКО».

Задним числом работники МУП подкорректировали документацию. Но принятое решение о замене выходит за рамки полномочий, оговоренных ФЗ-44. Менять материалы и комплектующие, указанные в контракте, можно лишь на превосходящие по качеству и по рыночной цене. Чтобы без противоречия законодательству менять способ работ и вид труб, УЗСПТС нужно было расторгнуть договор со «СВЭКО» и заключить новый, на актуальных условиях. Без этого использование продукции худшего качества по ценам выше рынка выглядит как целенаправленный ущерб для бюджета.

ФГУП, кстати, хорошо известен на федеральном уровне. В том числе, уголовными делами о хищениях на госконтрактах. «СВЭКО» выступает генподрядчиком на разнообразных объектах и проектах, зачастую выполняя посредническую миссию – как и в Новосибирске. Предприятие тесно связано хозяйственными вопросами с Федеральной службой охраны, и этим, вероятно, объясняется его успешность в разносторонней экономической деятельности.

Чем объясняется отсутствие интереса местных властей и правоохранительных органов к деталям исполнения контрактов на объектах к МЧМ-2023? Похоже, воплощается принцип «построить любой ценой», а разбираться после. Такое уже проходили с Олимпиадой в Сочи и подготовкой саммита АТЭС на острове Русский: сначала строили без оглядки на всё и вся, потом искали виноватых в допущенных нарушениях. Риск такого отложенного контроля в том, что за большие деньги можно получить недолговечные объекты.

Другие новости