Кто ответит за срыв концессии по новосибирским остановкам

Многократное продление конкурса по концессии на «Комфортные остановки» в областной столице не принесло желаемого результата: ни один соискатель так и не подал заявку. Ответит ли за срыв проекта кто-то из руководителей мэрии или всем уже без разницы?

Вернёмся мысленно в 2019 год. Новосибирская область активно готовится к молодёжному чемпионату мира по хоккею. Правительство региона и мэрия областной столицы, поделив сферы ответственности, готовятся к большим свершениям. Скептики, как обычно, предсказывают чиновникам провалы. И, несмотря на то, что у мэрии фронт подготовительных работ меньше, именно муниципалитет эксперты называли слабым звеном в общем плане подготовки к МЧМ. Проект по обновлению остановок общественного транспорта полностью подтвердил справедливость критических прогнозов.

В декабре 2019 года на ежегодном предпринимательском форуме «Инвестируй в Новосибирск» представители мэрии презентовали инвесторам проект концессии «Умные остановки». Предполагалось поставить на улицы города 250 остановочных комплексов, оснащённых «умными» блоками, с интерактивными экранами, точками доступа WiFi, камерами и зарядками для телефонов. Большая часть павильонов при этом предполагалась с павильонами, используя которые концессионер сможет отбить свои вложения в проект. Инвестиции оценивались более чем в 300 млн рублей. Срок концессии — 15 лет.

Представлявший этот проект на форуме начальник управления предпринимательства и инвестиционной политики мэрии Максим Леоненко покинул свой пост в феврале 2021 года. В начале марта уволился и его непосредственный начальник — начальник департамента промышленности, инноваций и предпринимательства Александр Люлько получил неудовлетворительную оценку своей деятельности от депутатов горсовета, и львиная доля критики пришлась как раз на проект «умных остановок», разговоры о которых шли годами, а на деле проект не двигался.

Справедливости ради, на момент ухода Люлько в отставку конкурс на определение концессионера был объявлен. Приём заявок продолжался до 25 марта 2021 года. «Если до вечера 25 марта заявок не будет, мы сделаем вывод, что коммерческое предложение было нами сформулировано неверно, неинтересно для бизнеса и будем как-то изменять его. Но однозначно: к молодёжному чемпионату мира мы сделаем остановки красивыми. Если к вечеру 25 марта не появится какого-то концессионера, то проект уже будет реализовываться не в рамках концессий», — комментировал Виталий Витухин, сменивший Люлько на посту главы департамента. Концессионер не появился, и проект так и остаётся нереализованным.

Прошлой осенью власти упростили подход, переименовав «умные» остановки в «комфортные». Концепция удешевилась: мэрия уже не настаивала на обеспечении всех остановок умными блоками. Тем не менее, какие-то технологические возможности для пассажиров следовало обеспечить на каждом остановочном комплексе в рамках концессии.

В первом проекте концессии предполагалось два типа остановок. В новом — три, от простого к сложному, неизменной была задача украсить новыми остановками гостевые маршруты навстречу МЧМ. Ну и возможность отбить вложения путём использования остановок с павильонами, на 20% площади которых можно было организовать торговлю. Стоимость концессии выросла до 395 млн рублей.

Первый раз конкурс официально был продлён из-за военной спецоперации, стартовавшей 24 февраля. В последующем срок заявок несколько раз продлевали: в департаменте Витухина говорили, что это по просьбе потенциального инвестора. Однако вот уже и срок последних предупреждений истёк. Мэрия второй раз признала конкурс несостоявшимся.

МЧМ отменили, поэтому можно было бы и на гостевые маршруты махнуть рукой вместе с остановками. Но в целом власти на всех уровнях стараются держаться в тонусе и соблюдать дисциплину по отношению к проектам, запущенным навстречу чемпионату. Наиболее трепетное отношение к затеям с федеральным софинансированием. Концессия по остановкам была сугубо муниципальной инициативой. Мэру Анатолию Локтю тут не за что отчитываться перед губернатором и федеральными министрами. Непонятно, будет ли он взывать к ответственности Витухина и других причастных руководителей. Если вспомнить про отставку Люлько, так, то была отнюдь не мэра идея: если бы чиновника не пропесочили публично депутаты, решившиеся поставить «неуд», чиновник работал бы до сих пор. А теперь Люлько со страниц «Континента Сибирь» комментирует провал Новосибирска в рейтинге «умных городов», намекая, что в бытность его работы в мэрии всё было гораздо лучше.

Провал проекта обновления городских остановок предельно очевиден. Как и то, что задачу нужно решать в другом формате. Вопрос в том, есть ли у мэра для этой задачи другие «решальщики». Или тем же чиновникам будет выдана новая временная фора. В части дисциплинарного эффекта даже при нынешнем беспрецедентно высоком уровне пофигизма в городской власти вопрос назрел довольно остро. Надо либо наказывать за неисполнение задач, либо публично принимать объяснения невозможности решения. Иначе грош цена будет задачам, к ним станут относиться факультативно.

Другие материалы