Правительство между двух огней в спорах с защитниками лесов

Неразбериха вокруг нового закона об особо охраняемых природных территориях растёт: пока одни просят избавить их от ограничений нового статуса, другие не могут его добиться. Позиция областных чиновников страдает противоречивостью.

Общественники и жители окрестных ТОСов в Нижней Ельцовке бомбят органы власти обращениями насчёт создания в Советском районе Ельцовской ООПТ. Суть инициативы — ввести ограничения на хозяйственную деятельность в границах территории, тем самым запретив и многоэтажное строительство. Активистами движет беспокойство насчёт перспектив застройки территории бывшего пионерлагеря «Юный медик»: они считают, что попутно строители могут выкосить гектары бора вокруг.

Возможность строительства многоэтажек и новой дороги здесь прописана в новом генплане Новосибирска. Принятие генплана было отложено с декабря прошлого года до марта нынешнего из-за вмешательства Законодательного собрания, потребовавшего обезопасить лесные территории от застройки. Пока дорабатывали генплан, областной парламент принял изменения в закон об ООПТ, внедрив понятие природных и лесных парков, как территорий, защищённых от любой несанкционированной хозяйственной деятельности. В первую очередь, вопрос касался Заельцовского бора, в котором депутаты увидели признаки готовящейся массированной застройки. До тех пор, пока у областного правительства не появилось понимания и алгоритма принятия решений насчёт какую деятельность считать санкционированной, а какую нет, на всякий случай запретили любую.

В конце мая вице-премьер Евгений Лещенко и министр природных ресурсов Андрей Даниленко на пресс-конференции рассказывали журналистам о перспективе выхода из нынешнего подвешенного состояния — оно может продлиться до конца года. За это время предстоит подробно описать территорию Заельцовского бора разбить её на зоны, которых будет не менее 7. В том числе, зона пресловутой застройки, для которой определят ограничения в этажности и плотности. Свои правила будут для каждой зоны. Насколько объективны эти ограничения с точки зрения природоохранных факторов? В минприроды признают наличие научных оснований для создания лишь одной ООПТ — природного парка в Караканском бору. Для прочих территорий главный движущий фактор ближе к сфере эмоций: сохранить «зелёные лёгкие» для будущих поколений.

Общественность Советского района посчитала, что «лёгкие» в Нижней Ельцовке ничуть не менее зелены, чем заельцовские, и направила в правительство просьбу «накрыть» территорию «Юного медика» статусом ООПТ. Первый отказ был, по сути, категорическим. «На предполагаемой для создания особо охраняемой природной территории запланировано строительство автомобильной дороги «Академгородок-Кольцово» с устройством многоуровневой транспортной развязки в районе Нижней Ельцовки. Данный объект имеет важное значение для развития Академгородка. Создание особо охраняемой природной территории создаст существенные затруднения для развития Новосибирского научного центра», – говорится в ответе с подписью первого вице-премьера Владимира Знаткова.

Раздосадованные общественники подали в мэрию уведомление о проведении митинга протеста численностью до 1500 человек и получили предсказуемый отказ в связи с коронавирусными ограничениями. Активисты стали интриговать СМИ анонсами иных форм массовых протестов, не противоречащих закону. Следом правительство дало ещё один комментарий — уже из уст вице-премьера Лещенко: «В Новосибирской области допустимо создание новых особо охраняемых природных территорий. Однако в связи с тем, что принятый в действующей редакции закон в настоящее время проходит процедуру оспаривания в судебном порядке, рассмотрение инициатив по созданию новых ООПТ на данный момент приостановлено. Эти вопросы будут рассмотрены после вынесения необходимых судебных решений».

С одной стороны, мнение Лещенко более обнадёживающее для сторонников Ельцовского лесного парка. Дождитесь решения суда, говорит вице-премьер, а там посмотрим. С другой — понятно, что вряд ли власти посмотрят в сторону необходимости корректировать программу «Академгородок 2.0» в инфраструктурной части. Кроме того, судебный процесс ставит под сомнение поправки в закон об ООПТ, но не документ в целом. Ничего не мешает властям использовать старую редакцию закона и устанавливать режим особо охраняемых природных территорий с прежними подходами.

Иск, оспаривающий закон, подала общественная организация «Сибирское экологическое содружество» под руководством Евгения Митрофанова. Весной организация собрала 1000 подписей жителей территории, отведённой под Заельцовский лесной парк, под обращением к губернатору с просьбой исключить из ООПТ их дома, дачи, гаражи, территории проживания. Обращение также было адресовано в администрацию президента. А вопрос насчёт соблюдения прав предпринимателей при создании ООПТ обсуждался с Генеральным прокурором Игорем Красновым во время его майского приезда в Новосибирск. Общественники, обратившиеся в суд, декларируют, что выступают против коррупционных рисков, возникающих из-за противоречий в новеллах и непрозрачности в их применении. Но также, как депутаты и прочие вовлечённые в процесс акторы, поддерживают необходимость защитить леса.

Первое заседание суда по иску к заксобранию и правительству состоялось 9 июня. Ко второму общественники Советского района обратились к областным властям, суду и прокуратуре с просьбой включить их в процесс на стороне ответчиков. Активисты считают новый закон полезным и сохраняют надежду на создание ООПТ в Нижней Ельцовке. На заседании 17 июня суд отказал им во включении в дело.

Инициатива властей, принятая для сохранения леса, разделила его защитников и преумножила недовольных. Спор идёт о том, как сохранить привычный хозяйственный уклад вещей на уже освоенных человеком территориях в лесных массивах, защищая последние от варварской застройки, вырубки и иных форм уничтожения.

На примере ситуации в Нижней Ельцовке видно, что власти не готовы удовлетворять любые инициативы по приданию статуса лесного парка зелёным территориям, поскольку это подразумевает запрет на любую деятельность и злоупотреблять такими ограничениями опасно — в том числе, для проектов областного значения. Общественность же, видя, что одним зелёным зонам почему-то дают охранный статус, а другим нет, быстро начнёт упрекать чиновников в выборочном подходе, откуда уже и до тех самых коррупционных рисков недалеко. Правительству, оказавшемуся между двух огней, нужно определиться с приоритетом. Если задача действительно в сохранении лесных массивов, надо на ней и фокусироваться, вместо того, чтоб ломать планы жителям ООПТ и предпринимателям, работающим на уже урбанизированных территориях.

Другие материалы