Трубы страшного суда для Центрального моста

Вступило в законную силу решение суда, обязывающее «Сибирскую концессионную компанию» использовать проектные трубы для коллекторов Центрального моста. Насколько это отложит срок ввода объекта — сейчас можно только гадать.

Кейс показывает суть разногласий между концессионером, входящим в Группу «ВИС», и областным правительством по поводу подходов к строительству четвёртого моста через Обь. Сам факт серьёзных споров стал достоянием общественности в конце осени 2023 года, хотя основания для конфликта закладывались гораздо раньше. Дело в том, что при исполнении работ по столь сложному дорогостоящему объекту концессионер неоднократно отступал от проектных решений, согласованных Главгосэкспертизой, используя альтернативные материалы, оборудование и технологии. На эти факты не раз указывали СМИ (в том числе, была серия статей в ЦДЖ). По этим поводам скандалили депутаты. Но концедент в лице областного министерства транспорта на протяжении нескольких лет смотрел на такую практику спокойно, если не сказать равнодушно.

Что побудило чиновников сменить милость на гнев можно только догадываться. Разумно предположить, что некие руководители взвесили перспективы ответственности за пассивность в вопросе смены проектных решений. Триггером могла стать скандальная ситуация по станции метро «Спортивная»: объект построили, но не смогли запустить из-за отсутствия согласования Главгосэкспертизы по ряду изменений проектных решений. Этот воз, то бишь, электропоезд и ныне там. Понимая, что претензии к концессионеру могут сдвинуть срок завершения Центрального моста и развязок ещё дальше вправо, чиновники всё же решились обострить ситуацию и перекрыли бюджетное финансирование проекта. Работа встала. Губернатор Андрей Травников решительно поддержал требования подчинённых к «ВИС», после чего на объекте появилась видимость деятельности. Однако масштаб и темпы её никого не впечатляют. Можно ли ввести объект хотя бы к концу 2024 года сейчас непонятно.

В чем суть спора можно увидеть на примере иска Минтранса к структуре «ВИС» с требованием применить согласованные Главгосэкспертизой проектные решения в части прокладки обогреваемых канализационных коллекторов, отводящих сток с обеих сторон основного хода и мостового перехода из труб «Nord Arctic» или аналогичных по характеристикам. «ВИС» приобрела трубы производства ООО «Империя Строй», не получив на то согласования от министерства. Цена вопроса — порядка 800 млн рублей. Концессионер посчитал, что эти трубы подходят, как аналог. Но в Минтрансе с этим не согласились. Арбитражный суд Новосибирской области назначил экспертизу, результаты которой подтвердили мнение чиновников о несоответствии одних труб другим. А именно: продукция компании «Империя Строй» дешевле, технические характеристики хуже. В рамках процесса представители проектной организации и Главгосэкспертизы также выступили фактически в поддержку истца, подтвердив, что закупленные трубы не являются аналогом проектного решения. Кроме того, суд признал обоснованными доводы истца о том, что ответчиком не соблюдён порядок внесения изменений в проектную документацию.

В сентябре новосибирский арбитраж вынес решение по делу в пользу Минтранса. 29 января Седьмой арбитражный апелляционный суд в Томске постановил оставить без удовлетворения жалобу «Сибирской концессионной компании». Решение вступило в силу. «ВИС» намерена его обжаловать. «Позиция Группы «ВИС» заключается в том, что замена материалов при устройстве системы поверхностного водоотвода строящегося моста через реку Обь в Новосибирске произведена на основе технического решения от 2022 года, подтверждённого положительным заключением ФАУ «Главгосэкспертиза России» по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения, — сообщили ЦДЖ в пресс-службе компании. — В связи с этим постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А45-26252/22 об обязании концессионера применить первоначальные проектные решения от 2017 года считаем несправедливым, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению юристов Группы «ВИС» оно противоречит доказательствам, представленным концессионером по делу, и существу спора. В этой связи данный судебный акт планируется обжаловать в кассационном порядке».

Вопрос о том, как вступление в силу решения об использовании проектных труб для строительства коллекторов скажется на сроке ввода моста остался без конкретного ответа. Но и так понятно, что до конца разбирательства, учитывая расхождение взглядов концедента и концессионера, трубы в землю не пойдут. Благодаря решениям двух инстанций позиция Минтранса в споре с «ВИС» получила новый весомый аргумент в подкрепление. Но ввод моста он не приблизит.

Другие новости