Кудряшовскому свинокомплексу нужна атмосфера праздника

Кудряшовский свинокомплекс готовится к запуску новых мощностей. Предприятие начало поставки продукции на экспорт. Для общественного и политического признания флагману пищевой промышленности региона необходимо разобраться с вонью, накрывающей город.

Почти треть всего объёма свинины в Новосибирской области производит АО «Кудряшовское». Предприятие долгое время входило в бизнес-империю Михаила Абызова, а с прошлого года вписалось в томский холдинг «Сибагро» Андрея Тютюшева, для которого свиноводство – базовый вид деятельности. Томичи пришли с инвестициями. На свинокомплексе завершается третий этап развития производства. Запуск очереди состоится нынешней осенью. По словам министра сельского хозяйства региона Евгения Лещенко, это случится в ноябре. Однако срок торжественного открытия может зависеть от общественно-политического фона.

Ввод в эксплуатацию позволит почти на 50% увеличить производство мяса на предприятии, речь идёт про общий объём свыше 70 тысяч тонн в год. Продукцию «Кудряшовского» ждут на внешних рынках: предприятие начало отгрузки в Монголию и Вьетнам. Это очень конкурентные рынки, поскольку крупнейший производитель свинины на азиатском направлении это Китай, а к нашим свиноводам у конкурентов из Поднебесной особые претензии из-за долгих безуспешных попыток получить разрешение на поставки в Россию.

«С учетом планируемого увеличения объемов экспортное направление Кудряшовского свинокомплекса становится стратегически важным и актуальным», – считает Лещенко. Так что за успехи предприятия можно было бы лишь радоваться и радоваться. Омрачает историю лишь подозрения насчёт источника неприятных запахов, из-за которых регулярно страдают новосибирцы.

Как известно, чаще прочего вонь атакует территории возле аэропорта Толмачёво и Экспоцентра. Поэтому источники пытаются найти в сопредельных районах. Свинокомплекс попадает под подозрения регулярно. Достоверных фактов, свидетельствующих о потенциале предприятия окутывать аммиачным амбре не только левобережье, но и центр Новосибирска, до сих пор не было. Как не было и серьёзных расследований происхождения вони. Фактически известно, что ущерба экологии свинокомплекс и все его запахи не наносят.

Тем не менее, предприятие находится в прицеле общественников и политиков. Летом к лагерю обвинителей присоединились мэр Анатолий Локоть и депутат Государственной Думы Вера Ганзя, связавшие миазмы в новосибирской атмосфере с деятельностью свинокомплекса. Предприятие посетила комиссия по экологии, созданная при городском Совете. Очевидно, что после выборов депутаты вернутся к вопросу источника вони. И не только городские. В новом созыве Законодательного собрания будет создан новый комитет или комиссия по вопросам экологии. Её членам нужно будет срочно чем-то себя занять. А тут такая благодатная в плане популярности тема.

Непобедимая новосибирская пыль надолго останется в политической повестке без уточнения источника её образования. С вонью ситуация иная. Проще всего искать там, где светло, а в этом случае Кудряшовский свинокомплекс манит своим масштабом критически настроенных общественников и политиков: для правильного паблисити выгодно смотреться Давидом, борющимся с Голиафом.

В таком свете неоднозначно выглядит заявление Лещенко о том, что инвестиции в цех по утилизации мясной переработки Кудряшовского мясокомбината, запланированные на 2021 год, снизились с 200 до 50 млн рублей. Министр будто радуется за инвестора, нашедшего способ применить менее затратные технологии для повышения биологической безопасности предприятия, идущего курсом на углубление переработки. Но в текущем контексте любые инициативы «Кудряшовского» по уменьшению расходов на утилизацию и экологию могут быть восприняты общественностью с большим сомнением. А первые лица власти любят ездить на открытия, однозначно воодушевляющие людей. «Праздник с душком» – плохая ассоциация. Чтобы её избежать, владельцам свинокомплекса следует основательно удобрить почву в отношениях с политиками и другими лидерами мнений прежде, чем торжественно запускать новую очередь производства. По-хорошему, предъявить общественности реальный источник вони. Или хотя бы альтернативный.