Новый турецкий десант в Толмачёво

Аэропорт Толмачёво заключил контракт на первую очередь реконструкции пассажирского терминала. Холдинг «Новапорт» сохранил инвестиционные приоритеты, несмотря на резкое снижение доходов от авиаперевозок.

Соглашение стоимостью 13,6 млрд рублей гендиректор Толмачёво Евгений Янкилевич и гендиректор ООО «Ант Япы» (российской «дочки» турецкого холдинга) Генджай Акай подписали 11 августа в присутствии губернатора Андрея Травникова. Первую очередь реконструкции пассажирского терминала аэропорта должны завершить в третьем квартале 2022 года. Развитие авиационного хаба в Толмачёво – крупнейший по инвестициям и масштабам проект в Новосибирской области, в котором задействованы частные и государственные инвестиции. Реконструкцию терминального комплекса финансирует акционер аэропорта – компания AEON Романа Троценко. Средства на реконструкцию аэродромного комплекса, принадлежащего государству, выделяются из федерального бюджета.

Контракт на терминал был разыгран лишь с третьей попытки. Предпоследний раз итоги конкурса должны были подвести 31 марта. До того Главгосэкспертиза потребовала доработать проект. В связи с уточнениями стоимость лота выросла на 700 млн рублей до 14,2 млрд. При этом весной были весьма неопределённы перспективы курса рубля относительно доллара. Валютная переменная могла существенно повлиять на стоимость контракта, и аэропорт искал выход, чтобы зафиксировать её величину. В том числе, рассматривалась покупка импортного оборудования за счёт предприятия.

В итоге соглашение удалось заключить практически на прежнем уровне цены. Подрядчик найден достойный – компания «Ант Япы» строила терминал Т-2 в московском аэропорту Домодедово. Турки взялись обхаживать Толмачёво сразу после публикации планов о реконструкции. В прошлом году площадь с подъездами к терминалам реконструировало ООО «Лимак-Маращстрой», дочернее предприятие другой турецкой компании. У турков был интерес и к другим новосибирским проектам, связанным с подготовкой к молодёжному чемпионату мира по хоккею 2023 года. В том числе, к строительству многофункциональной спортивной арены в левобережье. Но проект и условия финансирования ЛДС отпугнули зарубежных строителей.

На подписании контракта Травников выразил надежду, что подрядчик будет привлекать к работе над реконструкцией терминала новосибирские компании. Один из местных игроков уже получил крупный куш в Толмачёво: в ноябре 2019 года ОАО «Новосибирскавтодор» выиграло тендер ФГУП «Администрация гражданских аэропортов», входящего в Росавиацию, на первый этап работ по ремонту взлётно-посадочной полосы №2, рулёжным дорожкам и перрону стоимостью 3,6 млрд рублей. Общая стоимость проекта оценивалась в 7,8 млрд. За вычетом былых времён, когда «Сибмост» был в лучшей форме, для компании с новосибирской пропиской это крупнейший инфраструктурный контракт с федеральными инвестициями. Лишь бы у команды Дмитрия Пингасова хватило компетенции: опыта аэродромных подрядов у «Новосибирскавтодора» в анамнезе не наблюдается.

Реконструкция воздушных ворот Новосибирска идёт по плану, предполагающему в 2023 году рост пассажиропотока с 7 до 10 млн пассажиров в год. 2020-й год наполовину вышел нелётным. Толмачёво неплохо зарабатывало, как хаб в середине пути между Европой и Китаем, но резкое падение объёмов пассажирских перевозок не могло не сказаться на бизнесе. Какими будут темпы восстановления, покажут ближайшие месяцы. Сохраняет актуальность последний незакрытый фрагмент масштабного плана обновления хаба – реконструкция первой взлётно-посадочной полосы. Это вопрос государственной важности, соответственно, решать его должно государство в лице минтранса и минобороны, коль скоро авиация последнего базируется в Толмачёво.

Другие новости