В новом горсовете меньше, чем по 5, не собираться

В новом составе новосибирского горсовета минимальная численность фракций увеличится с 1 до 5 депутатов. Внешне формальное решение может быть истолковано, как попытка на ранних подступах ослабить представителей непартийных объединений.

Нынешний состав горсовета может войти в историю как единственный избранный по смешанной системе. Из-за того, что 10 из 50 депутатов прошли по партийным спискам, пять лет назад пришлось скорректировать минимальную численность фракций. К примеру, по списку «Справедливой России» прошёл единственный депутат Александр Савельев – он же стал руководителем и единственным членом фракции СР. Всего в горсовете, таким образом, были сформированы 4 фракции – «Единой России», КПРФ, ЛДПР и СР. «Родина» не смогла создать фракцию, поскольку представитель партии Вячеслав Илюхин прошёл в горсовет по округу.

Параллельно с этим после выборов 2015 года значительно изменился статус партийных представительств в Законодательном собрании: каждая партия, вне зависимости от количества членов, получила свой портфель вице-спикера. Ранее такие посты в законодательной власти региона доставались исключительно представителям ЕР и КПРФ. А нынче к распределению статусных должностей допустили младшие системные партии – ЛДПР и СР. Представители ЛДПР предлагали распространить этот опыт и на горсовет. Но здесь монополию на статусные должности сохранили ЕР и КПРФ. Две новосибирские партии власти надеются сохранить такой расклад и в дальнейшем.

В заксобрании во фракциях ЛДПР и СР по 4 депутата. В случае с горсоветом, действительно, комично выглядело бы наделение статусом вице-спикера того же Савельева, как единственного представителя партии. Да и у фракции ЛДПР, включающей двух депутатов, численность не располагает к усложнению иерархии. Ну, а если по итогам выборов-2020 городские партийные фракции подрастут до уровня нынешних областных? Ничего не изменится.

Ограничив в будущем созыве минимальную численность фракций до 5 членов, депутатское большинство вернулось к старой практике, действовавшей до 2015 года. Несогласным коллегам спикер Дмитрий Асанцев пригрозил возможностью увеличить минимальную численность фракции до 13-14 депутатов: в этом случае официальное объединение депутатов в нынешнем раскладе осталось бы только у единороссов.

Наличие фракции в представительном органе крупнейшего муниципалитета России – вопрос престижа. Было бы неправильно считать, что смысл принятого 23 июня решения в том, чтобы сделать такую радость менее доступной для малых партий. Действующим депутатам предстоит соперничество на выборах с большим количеством независимых кандидатов. Закрыть своими представителями большинство округов планирует объединение несистемной оппозиции «Коалиция Новосибирск-2020». Как минимум, на три округа заявились независимые кандидаты объединения «Лига эффективности». Наталья Пинус держит интригу вокруг своей команды кандидатов – опять же независимых. Ходят слухи о ещё одной коалиции, намеченной к формированию вокруг лидера «Областного совета отцов» Сергея Майорова.

Случись любому независимому объединению провести в горсовет по несколько кандидатов, они будут претендовать на оформление представительства. Норма о минимальном пороге в 5 мандатов не позволит претендовать на фракции из считанных депутатов. Но на самом деле так ли это важно? Объединение депутатов может с равным успехом обойтись как без партийного флага, так и без формального обозначения. Достаточно, чтобы о нём знала пресса и общественность. В действующем составе совета есть депутаты, каждый по отдельности способные соревноваться по цитируемости с крупными фракциями. А в новом составе таких лидеров мнений может стать больше.

Другие новости