Ущерб по делу НИИТО достиг цены частных активов

В очередной раз продлён срок следствия по делу о хищениях в ФГБУ ННИИТО. Сумма ущерба выросла с 521 до 1307 млн рублей. Следователи намерены уточнить обвинения к фигурантам, защита собирается жаловаться в Генпрокуратуру.

Срок расследования истёк бы 28 февраля, не продли его суд ещё на 2 месяца. 13 февраля бывший руководитель ФГБУ Михаил Садовой был условно-досрочно освобождён из колонии, где отбывал срок по делу о растрате 10,7 млн рублей из премиального фонда института. Он получил реальный срок на 2,5 года, но вышел раньше, поскольку компенсировал ущерб и взялся сотрудничать со следствием по второму делу – о хищениях при закупках для НИИТО. В рамках этого расследования 27 февраля суд поместил Садового под домашний арест. Вместе с бывшим руководителем ФГБУ фигурантами проходят его партнёр и научный консультант института Сергей Поскочин, а также трое руководителей коммерческих организаций. Потерпевшим признано министерство здравоохранения России, заявившее гражданский иск к Садовому и Поскочину на 521 318 000 рублей.

Следствие считает, что перечисленная группа, действуя в сговоре, совершила растрату, с использованием служебного положения Садового и вверенных ему средств федерального бюджета путём умышленного завышения стоимости товаров по госконтрактам, заключённым с аффилированными фирмами и последующим выводом денег на счёт ООО «ТехинКом». В числе якобы аффилированных упоминаются 12 компаний. В итоге этих спланированных, по ранней версии следствия, действий, «ТехинКом» получил 521 318 000 рублей, направленных на обслуживание финансовых обязательств, связанных со строительством здания по адресу Фрунзе, 19А – той самой 10-этажки при НИИТО, где разместился медтехнопарк и частная клиника. В рамках уголовного дела здание находится под арестом в статусе вещдока.

Следователи считают, что фирмы взяли кредит на строительство офисного здания, а потом рассчитались за него деньгами, якобы украденными у Минздрава. Речь при этом идёт о компаниях-поставщиках НИИТО, в том числе, о резидентах медтехнопарка. Два фигуранта дела – руководители поставщиков Водянкина и Тыщенко – в обмен на выход из СИЗО заключили сделку со следствием и дали показания против Садового и Поскочина. Пятый фигурант дела Эльмира Хафизова провела в СИЗО год и вышла под подписку о невыезде, не признав вину. Поскочин уехал лечиться за границу и возвращаться пока не собирается.

С ноября 2018-го больше года шла экономическая экспертиза взаимодействия между НИИТО и фирмами, фигурирующими в деле. По итогам работы экспертов следствие пересчитало ущерб. В новой редакции он составляет 1 млрд 307 млн рублей. «Фактически это разница между ценой покупки на рынке и отгрузки в НИИТО за вычетом транспортных расходов, полученная компаниями в период с 2009 по 2017 годы, – комментирует адвокат Поскочина Ирина Гребнева. – При этом в тексте экспертизы нет указаний на ущерб, как нет и указаний на то, что компании, фигурирующие в деле, были фиктивными. Это выводы следствия, основанные на показаниях людей, работавших в этих компаниях, а сам факт трудоустройства ставит под сомнение фиктивность».

По словам Гребневой, следствие не приняло во внимание, что компании вели реальную хозяйственную деятельность, платили зарплату, налоги, аренду, брали и оплачивали кредиты. И работали не только с НИИТО. «Несмотря на факты, что разница между ценой покупки и ценой реализации не превышает разумную торговую наценку фирм-поставщиков от основных видов деятельности, следствие в полном объёме классифицирует эту дельту как похищенное. После изучения заключения эксперта мной заявлено ходатайство о допросе экспертов с участием защиты. Ответа на данное ходатайство я ещё не получила. Однако полагаю, что в случае отказа в удовлетворении ходатайства защитой будет занята более активная позиция, в том числе и обжалование действий следствия в установленном порядке (в суд и органы прокуратуры). Раз, за разом утверждая о сложности расследования, делая формулировки о способе хищения путем завышения цен на электронных торгах, следствие не привело ни одного доказательства именно завышения рыночных цен закупок. Сама по себе разница между ценой покупки и продажей не может быть квалифицирована как хищение, пока не доказано, что закупки осуществлялись выше рыночных цен», – утверждает адвокат.

Тем временем, следователи намерены актуализировать обвинения фигурантам с учётом новой суммы ущерба. По-видимому, будет уточнён статус Садового, которому до сих пор обвинение по этому делу не предъявляли, хотя фигурантом он является, и даже более того: есть информация об уже заключенном досудебном соглашении о сотрудничестве.

В ноябре 2019-го, рассказывая о прошлом продлении срока следствия, ЦДЖ упоминал: «Неофициально объём ущерба, устраивающий сторону обвинения и власть, уже известен – 1,3 млрд рублей. Прийти к этой цифре хотелось бы, чтобы в погашение ущерба забрать целиком, без сдачи, 10-этажку вместе со всем медоборудованием АНО НИИТО». Новый руководитель ФГБУ Андрей Корыткин открытым текстом транслировал в СМИ идею о «возвращении» построенного на деньги поставщиков здания и частной клиники АНО НИИТО в собственность Минздрава РФ для компенсации ущерба по уголовному делу.

Решения, как это легально реализовать на практике без крупных бюджетных затрат, до сих пор нет. Вице-губернатор Андрей Жуков, разруливавший кризис вокруг НИИТО, в феврале уехал работать в Сочи, замену ему до сих пор не назначили. Но сумму ущерба уже пытаются подвести к плановому показателю. И не исключено, что цена освобождения Садового по УДО – готовность признать насчитанное следствием в полном объёме.

Другие новости